Тюбитейка или тюбетейка женская
Тюбетейка
Тюбете́йка (түбәтәй) – универсальный головной убор жителей Поволжья, Средней Азии, Урала, Кавказа, Западной Сибири, Крыма, неотъемлемая часть татарского наряда. На сегодняшний день татарская тюбетейка является таким же национальным атрибутом, как гармонь, чак-чак, или калфак. Из элемента традиционной мусульманской одежды она довольно быстро перешла в современный головной убор. Слово «тюбетейка» происходит от тюркского слово «тюбе» и в переводе обозначает «вершина», «крыша».
Галерея
Репин И. Е. Портрет меценатки графини Мары Константиновны Олив
Ганьсуйские дунгане в традиционных шапках, имеющих общее с тюбетейкой тюркских народов
Узбекские национальные тюбетейки
Современный татар-стайл: национальная тюбетейка, казакин, мини-калфак и деревянная бижутерия
Сегодня в городах Татарстана и Башкортостана можно встретить немало мужчин в тюбетейках, расшитых татарским узором, женщин в калфаках либо в европейских костюмах, но с национальными деталями. Татарская прикладная культура словно «проснулась» и выразилась в подобных формах. Казанский этнограф Дина Гатина-Шафикова в своей новой колонке «Реального времени» рассказывает, как национальная культура и религия вновь проникают во внешний облик современных татар.
Новый тренд — этностиль
Говоря о традиционном костюме, мы представляем наряды, характерные до начала ХХ века, ну или лишь слегка затрагивающие первую треть столетия. Позднее, в связи с глобализацией и урбанизацией, национальная одежда теряет свою значимость, уступая первенство более простой по крою, впоследствии носимой как городским, так и сельским населением. Это период, когда культурные особенности стираются в водовороте событий.
Однако мода как явление не только не исчезает, но и приобретает еще большую силу, при этом самобытность отдельных народов, в частности, теряет былую значимость. С каждым новым десятилетием ХХ века все новые тренды захватывают модный мир женского платья и мужского костюма. Появляются дизайнеры и модельеры, которые практически формируют вкусы целых поколений. Временами благодаря их работам, вдохновением для которых послужила культура разных стран, почти все увлекаются азиатскими, славянскими, а потом и африканскими мотивами.
Сегодня, мы с благодарностью можем отметить, что, несмотря на общемировую fashion индустрию, XXI век подарил нам разнообразие стилей, возможность их сочетать и выбирать наиболее подходящее для себя.
Так что же собой представляет в наших реалиях одежда современных татар? Осталась ли национальная черта, присущая народу и отраженная в его облике?
Прежде всего необходимо учитывать, что одежда делится на повседневный, праздничный и, чуть в стороне, но все же нельзя не учитывать столь яркий транслятор национальной культуры, как сценический или театральный костюм. К тому же, повествуя о веяниях современной татарской моды, нужно принять во внимание и следующий аспект: общемусульманские и национально-татарские тенденции в стиле, что особенно ярко проявляется в женской одежде.
Общемусульманские и национально-татарские тенденции особенно ярко проявляются в женской одежде
Современный мусульманин: тюбетейка и татарский казакин
Говоря о мужском повседневном костюме, нельзя не вспомнить слова этнографа С.В. Сусловой о том, что одежда мужчин в целом подвержена «интернационализации» и «консолидации» в единые формы. И у татар уже в середине XIX века и особенно к концу XIX—началу ХХ веков местные особенности в ней были незначительны. Различия отмечались главным образом в деталях. В наши дни основная масса мужчин практически не использует маркеры, указывающие на их национальную принадлежность, а применяют общепринятые нормы одежды в современном обществе. Лишь некоторая часть старшего поколения на постоянной основе носит нижний головной убор каляпуш/тюбетей.
Существует другая параллель — это практикующие мусульмане, те, кто принял ислам как норму жизни. Соответственно, носимая ими одежда имеет, скорее, общеисламские (зачастую арабские) корни. Обычно их костюм состоит из нижнего головного убора, рубахи свободного кроя (по колено или чуть ниже), иногда украшенной вышивкой по манжетам рукавов и горлышку, с разрезом посередине и длинными рукавами. Штаны из однотонной темной ткани, чаще всего широкие по крою, иногда чуть укороченные. При этом подобная одежда свойственна лишь небольшому количеству. Основная часть мужчин, посещающих мечеть, ограничиваются тем, что надевают лишь головной убор.
Одежда уламы (священнослужителей) более консервативна. Так, имамы и сегодня используют чапаны (халат) поверх нижней одежды и чалму (верхний головной убор). К тому же можно наблюдать и такое явление, как ношение представителями духовенства казакина (представляет собой верхнюю одежду с длинными рукавами, с небольшим стоячим воротничком, с запахом или без), вместо современного пиджака.
В целом, праздничная одежда, надеваемая в особых жизненных случаях, особо не отличается от общемировых тенденций. Исключением служит лишь нижний головной убор, который и является той доминантой в мужском костюме, которая безошибочно идентифицирует носителя как татарина. Хотя можно заметить, что интересующаяся своими корнями молодежь стала тяготеть к такой форме пиджака, которая напоминает казакин. Таким образом, на наших глазах формируются новый тренд, который, возможно, со временем войдет в повседневный обиход. Так, например, в начале ХХ века казакин из фабричной ткани в сочетании с брюками европейского кроя воспринимался как одежда татарской интеллигенции.
Все чаще в чисто светском обществе можно встретить девушек, женщин и бабушек, надевающих в качестве повседневной обуви ичиги
Разворот на Tatar style
В среде представительниц прекрасного пола одежда играет более важную роль. Как следствие, и внимания нюансам они уделяют намного больше, нежели мужчины. В наши дни можно сказать, что мода на национальные мотивы переживает своеобразный ренессанс. Все чаще в чисто светском обществе можно встретить девушек, женщин и бабушек, надевающих в качестве повседневной обуви ичиги (сапоги) или кожаные балетки/тапочки, к тому же не забывающих о такой детали, как сумочка, украшенная мозаичным узором. Вообще изделия из кожи пользуются большой популярностью. Обратив внимание на продукцию в сувенирных лавках, можно увидеть, что подобные изделия стоят на почетных местах, в центре витрин. Однако необходимо учитывать, что эти изделия, скорее, премиум-класса, так как ручная работа, цена кожи делает подобный товар уникальным и штучным, что соответственно влияет и на итоговую стоимость. Возможно, поэтому в наши дни, когда в почете mass market с более демократичными ценами, подобная продукция не станет повсеместно распространенной.
Среди современных татарских дизайнеров стало довольно популярным использование узоров по национальным мотивам в качестве декоративного акцента в повседневной одежде (свитшоты, платья, юбки…). Появляются и новые рынки сбыта. Продажа ведется не только в ателье, но и через интернет. Так, молодые, креативные художники и модельеры практически пропагандируют новый «татарский стиль», учитывающий общемировые тенденции на простую и удобную одежду из качественных материалов, но при этом имеющую национальную изюминку. Своеобразным новым веянием стали и миниатюрные головные уборы наподобие «кәттәҗи» или «мөгез калфак», которые в зависимости от желания владелицы, надеваются или поверх платка в качестве завершающей детали, или как самостоятельный элемент.
Нельзя забывать и о знаменитом камзоле. Если некогда мы могли встретить эту часть костюма лишь на пожилой женщине или в сценическом образе, то сегодня многие с большим удовольствием носят его как в зимнее время, так и летом, меняя лишь материал.
Среди современных татарских дизайнеров стало довольно популярным использование узоров по национальным мотивам в качестве декоративного акцента в повседневной одежде
Проводники национальной культуры
Не менее важная деталь, завершающая облик, — это украшения. Раньше признавался лишь металл, а лучше серебро или золото, что влияло и на стоимость, соответственно, уменьшался рынок потребления. Благодаря недорогим материалам, как природным (полудрагоценные камни, дерево), так и синтетическим (полимерная глина, пластик и пр.), все больше молодых девушек носят серьги, кольца, браслеты, где в качестве доминирующей формы или узора используются традиционные татарские цветочные мотивы.
Такое явление, как использование деталей и элементов костюма распространено не только среди интересующихся своими корнями, но и в среде ценителей этнической моды. К тому же активными пользователями и своеобразными моделями, рекламирующими эту одежду, стали телеведущие региональных каналов Татарстана. Таким образом, можно сказать, что наши татарские модники становятся проводниками, представляющими адаптированную для современного потребителя татарскую культуру.
Справка
Дина Гатина-Шафикова – научный сотрудник отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.
Узбекская тюбетейка
История возникновения тюбетейки уходит своими корнями во времена распространения ислама, так как считалось, что правоверному мусульманину нужно было ходить с покрытой головой. Поэтому и возникла нужда в компактном головном уборе и тюбетейка пришлась кстати, так как ее можно при желании быстро сложить и положить в карман. Но помимо религиозной функции, тюбетейка является украшением костюма в целом.
Для мужских тюбетеек используется черный сатин или бархат, но женские тюбетейки изготавливаются из шелка, парчи и бархата. Местные мастерицы довели до совершенства искусное декорирование тюбетейки, отделывая их вышивкой, каймой и бисером. Остается только удивляться разнообразию форм и украшением каждой тюбетейки. Причем особое украшение каждой тюбетейки можно определить по регионам Узбекистана. Номинально узбекская тюбетейка разделяется на несколько видов: бухарскую, ташкентскую, самаркандскую, ферганскую, хорезмскую, каракалпакскую и кашкадарьинскую. Причем рисунок, вышитый на тюбетейке, всегда хранит особый смысл, и знающий человек может определить, почему хозяин носит ту или иную тюбетейку. Например, самый популярный рисунок в виде четырех цветков в верхней части тюбетейки, охраняет здоровье мужчины с четырех сторон света, а шестнадцать цветков по кромке – пожелание обилия детей, а точнее шестнадцать. Причем такая тюбетейка своими корнями уходит в Ферганскую долину, но приобрела популярность по всему Узбекистану. Также популярен рисунок перца «калампир», означающий чистоту сердца и души обладателя тюбетейки. В большинстве, в украшении тюбетейки используются растительные и цветочные орнаменты. Считалось, что изображение того или иного орнамента обладало целительной силой и поэтому зачастую, мастерицы изготавливали тюбетейки под заказ. Также, были распространены узоры, изображающие животных. Самой распространенной считается изображение змеи, считающейся хранителей семейного очага, богатства и т.д. Края тюбетейки обрабатывались каймой – однотонной или разноцветной, в особых случаях – золотой, что указывало на особый статус обладателя тюбетейки.
Таким образом, тюбетейка вошла в обиход не только как головной убор, но и как вещь, несущая в себе определенное смысловое значение, тем самым напоминая людям о глубоком смысле жизни. Поэтому ношение тюбетейки со временем не потеряло своей актуальности и по сей день и сегодня это не только головной убор, но и модный тренд, который с гордостью демонстрируют не только старшее поколение, но и юные модницы, тем самым отдавая дань древним традициям Узбекистана.
Недаром говорят, что каждая мастерица вкладывает частичку своей души в каждую тюбетейку и невольно задумаешься – в чем же секрет тюбетейки?
Татьяна Пак — Главный менеджер
Круглосуточно и без выходных отвечаю на ваши вопросы по организации поездки в Узбекистан.
mail@uzbekistantravel.ru (E-mail консультация 24/7)
+998903238773 (whatsapp, viber, telegram)
7 причин путешествовать вместе с нами
- Без посредников — Мы местный туроператор по Узбекистану и Ср. Азии с офисом в Ташкенте, а также прямой поставщик услуг с реальными ценами, без агентских накруток (лицензия).
- Это значит, что Мы с Вами от начала до конца: консультируем, встречаем в аэропорту, размещаем в отелях, обеспечиваем комфорт и безопасность в течение всего тура, провожаем домой отдохнувшими и счастливыми.
- Мы — одна из немногих туркомпаний в СНГ, обладающих уникальным опытом организации туров по всей Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан, Казахстан).
- Большинство популярных сегодня туристических маршрутов по древним городам Великого шелкового пути были разработаны именно нашими гидами.
- Организуем индивидуальные туры любой сложности. Если Вы не нашли подходящий тур на сайте, мы разработаем маршрут на основе Ваших пожеланий.
- Полноценные онлайн консультации, которые ни к чему Вас не обязывают.
- Более 30 лет на рынке, тысячи благодарных туристов (фото отзыв с недавнего тура).
Как проходят наши туры? Смотрите в этом видео
Природа и горы Узбекистана
Отзывы
Cемья Голенковых
Семья Голенковых искренне благодарит коллектив компании АзиаТревел и отдельно господина Шухрата за великолепный отдых на гостеприимной Узбекской земле. Весь эмоциональный восторг и умиленную эйфорию тяжело структурировано выразить. Читать отзыв полностью
Елена Полякова
Татьяна, здравствуйте! Все было просто прекрасно! Как волшебная сказка. Особенно благодарны гиду Илхому, гиду по Хиве (к сожалению, не запомнили имя, только то, что он — брат Тимура), а также водителю Николаю. Отели везде были хорошие, комфортные. Завтрак вкусный. Теперь всем советуем поехать в Узбекистан! Будем рекомендовать вашу фирму.
Семья Зборовскиx
Дорогие Татьяна и Шухрат! Благодарим Вас за замечательно организованный тур. Все 10 дней мы были окружены вниманием и заботой и со стороны гидов и со стороны водителей. Это нам особенно понадобилось, когда мы попали в сложную ситуацию в Бухаре. Мы оценили большое преимущество индивидуального тура. Была возможность даже немного отклониться от программы, когда это понадобилось Еще раз большое спасибо. Особая благодарность Акбару за дыни, которые он для нас выбирал.
Тяжела шапка Мономаха
Это крылатое изречение можно услышать в старых фильмах, прочитать в исторических романах. Говорит оно о тяжести самой власти, ответственности, рисках. Однако и на деле шапка действительно тяжелая. Ее вес без малого 1 килограмм.
Изготовлена она из золота и украшена крайне дорогими драгоценными камнями: изумрудами, сапфирами, шпинелью, рубинами, жемчугом. С внешней стороны оторочена соболиным мехом. Хранится поистине драгоценное сокровище в кремлевской Оружейной палате.
Тагельмуст
Одну из разновидностей восточных тюрбанов издавна носили туареги – один из народов Северной Африки. Тагельмуст – это головной убор из хлопковой ткани, соединенный с вуалью – он закрывает и голову, и лицо. По обычаям туарегов этот кусок ткани достигает десяти метров в длину, а сама материя должна быть синего цвета – она окрашивается вручную по собственной технологии этого народа. Тагельмуст может передаваться по наследству.