Какие головные уборы носят на Кавказе
Какие головные уборы носят на Кавказе?
Головные уборы не только защищают от холода, ветра и сабли, но и имеют сакральное значение для народов, живущих в горных районах Кавказа. Рассказываем, какие шапки носят кавказские женщины и мужчины и какое это имеет значение.
Папаха
Stephen McCarthy/Sportsfile/Getty Images
Один из самых знаменитых бойцов MMA современности, Хабиб Нурмагомедов, до завершения карьеры часто появлялся перед журналистами в огромной пушистой шапке-папахе, традиционном головном уборе многих народов Кавказа. Это самый распространенный головной убор и в Дагестане, и в Карачаево-Черкесии, и в Ингушетии, и с ним связано много традиций. Снять папаху с чужой головы считалось грубым оскорблением (если есть голова, на ней должна быть папаха, как здесь говорят), а вот бросить ее в окно девушке было сродни признанию в любви. У кавказцев было принято иметь несколько папах: на каждый день, на свадьбу и для траура. Шьется папаха из овечьей или козлиной шкуры, но самой дорогой считается шапка из каракуля. Папаха визуально увеличивает рост человека, и некоторые горцы и сегодня могут соревноваться высотой своих шапок.
Кубанка
Кубанский казачий кадетский корпус.
Более компактная разновидность папахи, которую носят казаки. Казачья шапка должна защищать от удара холодного оружия (или хотя бы смягчать его). Перед боем некоторые солдаты вкладывали в шапки металлические пластины. А небольшие размеры позволяют шапке лучше держаться во время быстрой езды на лошади. Шьется такая шапка из каракуля, медведя или даже волка.
Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров.
В Чечне и Ингушетии нередко можно увидеть мужчин в тюбетейках с кисточками, которые называются «пиэс». Иногда встречаются написания «пяс», «пес» или «фес» — от слова «феска». Этот головной убор надевают, чтобы совершить намаз (в исламе считается, что при молитве нужно обязательно покрывать голову), однако сегодня в нем ходят и вне времени молитв.
Осетинская шляпа
Житель села Эдис Джавского района.
Осетины-земледельцы традиционно носят войлочные шляпы «нымат худ»: будничные коричневые или праздничные белые из козьей шерсти. Невысокая шляпа с широкими полями отлично защищала от жаркого солнца и горного ветра. Войлочные шляпы распространены и сегодня, причем не только как повседневная одежда, но и как сувениры из Кавказа.
Осетинская шляпка
Осетинский женский наряд.
У осетинок тоже есть своя шляпка, которую они и сегодня носят по праздникам. Она выглядит как высокая тюбетейка, обитая красным или белым бархатом и украшенная национальным орнаментом. Шляпка невесты называется «чындзы худ». Есть и другое название, «хаердгаехуыд», что значит «шапка, вышитая золотым шитьем». Поверх такой шляпки женщины еще надевают ажурный осетинский платок, сплетенный из тонкой шерсти.
Башлык
Башлык как деталь исторической военной формы.
Один из древнейших головных уборов у многих горцев, а затем и казаков — это остроконечный войлочный капюшон-башлык с длинными концами, который можно обмотать вокруг шеи. Он защищал и от солнца, и от дождя, и от холода. С 19 века башлык был даже частью военной формы русской армии, впоследствие став популярным и у солдат Западной Европы. Башлыки сегодня есть в гардеробе многих современных кавказцев.
Курхарс
Древний женский головной убор — курхарс.
Евгений Шивцов (CC BY-SA 4.0)
Парадный костюм женщины горной Ингушетии включал необычную шапку-курхарс (или курхас) и представлял из себя что-то вроде колпака с закрученным «хохолком». Сегодня его можно увидеть в Ингушетии лишь во время праздничных мероприятий, когда надевают традиционные костюмы.
Ногайские женские шапки
Традиционный костюм ногайской женщины должны дополнять разные головные уборы. Так, незамужние девушки носили низкие шапки «ока борк» с металлическим (чаще серебряным) навершием-держателем для платка. Оно могло быть в форме ласточки или крыльев птицы.
Статус замужней женщины подчеркивала высокая шапка с несколькими полосами, количество которых указывало, сколько у нее братьев. Навершие в такой шапке может быть в форме шара.
А самые высокие шапки — у ногайских невест. Называются они «теке борк», «козлиная шапка», так как шьются из козлиной кожи и затем обтягиваются бархатом. Высота такой шапки может достигать 80 сантиметров, а вес — 5 кг! Невесты верили, что теке борк вдохновляет девушек на счастье в семейной жизни.
Отец, сын и святой дух
Так как разрушенный войной Грозный был отстроен фактически заново уже в XXI веке, здесь почти не ощущается советское наследие. Тут практически нет уродливых бетонных коробок эпохи застоя, прославляющих ударников социалистического труда барельефов и памятников Ленину. Место вождя мирового пролетариата заняли новые кумиры. По всему городу с плакатов на вас вдумчиво смотрит Ахмат-Хаджи Кадыров, компанию которому иногда составляет Владимир Путин и Рамзан Кадыров вместе и по отдельности. Интересно, что если фотографии отца и сына Кадыровых везде разные, то Путина почти всегда неизменная. Молодой и уже не совсем похожий на себя нынешнего президент в костюме смотрит на путника добрым взглядом.
Фотографии Кадырова-отца почти всегда сопровождаются цитатами. С фасадов школ Ахмат-Хаджи рекомендует хорошо учиться, на территории больниц и поликлиник — заботиться о здоровье, а с билбордов улиц и площадей — беречь родной город, историю и честь народа. Для не заставших СССР все это отдает азиатчиной, но ностальгирующие по советскому строю почувствуют себя как дома. Только вместо Ленина общенародным добрым дедушкой стал Кадыров. Если в Стране Советов именем Ильича называли все, что движется и не движется, от ледокола до совхоза, то в современной Чечне универсальным именем для важнейших объектов является Ахмат.
В Грозном именем Ахмата Кадырова названы: главная площадь, проспект, сквер, парк культуры и отдыха, Суворовское училище, гимназия №1, центр образования и музей, а в комплексе небоскребов «Грозный-Сити 2» строится 435-метровое здание «Ахмат Тауэр». В честь президента в 2017 году был переименован футбольный клуб «Терек», а его домашний стадион называется «Ахмат Арена» с момента открытия в 2011 году. В Российской серии кольцевых гонок участвует Akhmat Racing Team, на трассе «Крепость Грозная» проводится гонка на выносливость Akhmat Race с самым большим призовым фондом в отечественном автоспорте. Даже мечеть «Сердце Чечни» названа в честь Ахмата Кадырова.
Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости
Если же в названии не упоминается имя Ахмата-Хаджи, то, вероятно, в нем значатся имена других представителей клана Кадыровых. В республике действует клуб дзюдо «Эдельвейс» имени Турпал-Али Кадырова и школа хафизов его имени, а в Аргуне построена красивейшая мечеть имени Аймани Кадыровой — жены Ахмата-Хаджи и матери Рамзана, И если Турпал-Али скончался в 2008 году, то Аймани находится в добром здравии. В остальной России в XXI веке имена живых людей зданиям и улицам не присваивают, но в Чечне своя специфика. Главная улица Грозного называется проспект Путина, есть улица Назарбаева и Богаткиной — ветерана Великой Отечественной, которая на момент присвоения ее имени улице была жива.
Чалма, феска, куфия, тюбетейка…
В наше время некоторые предметы одежды у многих людей стойко ассоциируются с представителями определённых религий. Особенно это касается головных уборов. Причиной тому является культурное и историческое многообразие народов, исповедующих ту или иную веру. Мусульмане не являются исключением в этом плане. Рассмотрим кое-какие варианты из того, что обычно бывает на голове у мужчин в исламских странах.
Чалма
Взять хотя бы чалму (тюрбан) – кусок ткани, обмотанный вокруг головы или головного убора и имеющий длину от 2,5 до 8 метров. Чалма получила распространение среди ряда народов Северной Африки, Аравийского полуострова, Индии, Средней Азии. В России этот головной убор можно увидеть на представителях мусульманского духовенства. Востоковеды утверждают, что в мире существовало не менее тысячи способов повязывания чалмы. В современных арабских странах форма, цвет, манеры ношения чалмы весьма разнообразны. У неё различное число складок, узел впереди или сзади, конец свешивается сбоку или на спину и т. д.
Все эти нюансы так или иначе свидетельствуют о профессии, возрасте и месте проживания владельца чалмы. В мусульманском мире чалме уделяется особое значение. Объясняется это тем, что её носил сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), рекомендуя своим сподвижникам делать то же самое. В одном из хадисов говорится, что он, читая проповеди в мечети, надевал чёрную чалму, и её конец спускался на плечи.
Хадисы расходятся насчёт сведений о точной длине и цвете этой чалмы. В некоторых хадисах упоминается, что длина чалмы Пророка (мир ему и благословение) составляла 7 локтей, то есть примерно 2,5–3 метра. Рассказывают, что свою любимую чалму Пророк (мир ему и благословение) подарил ближайшему сподвижнику – зятю и двоюродному брату Али (да будет доволен им Аллах). Кстати, волнистые линии на наших, дагестанских тюбетейках также имеют непосредственное отношение к чалме. Эта линия, являясь неким подобием ткани, которая обвязывается вокруг головы, уподобляет тюбетейку чалме.
Куфия
Следующим головным убором, распространённым среди мусульман, является куфия. В русскоязычных странах куфия получила название «арафатка» в честь лидера палестинцев Ясира Арафата, неотъемлемой частью имиджа которого была куфия. Арафат укладывал её на голове таким образом, чтобы находящаяся на плече часть ткани по форме напоминала очертания исторической Палестины. Куфия представляет собой мужской головной платок, обычно придерживаемый чёрным обручем. В зависимости от региона происхождения человека, носящего куфию, могут различаться орнамент, расцветка, а также способ завязывания головного убора. Например, в Саудовской Аравии эта манера совсем простая – однотонный или с красным орнаментом головной платок, наброшенный на голову – иногда даже без поддерживающего обруча.
В Омане куфию повязывают гораздо более сложным образом и совсем иначе, чем саудовцы, на манер чалмы. Оманцы не используют поддерживающий куфию обруч, что повсеместно принято в Иордании и Палестине. А что касается различных расцветок куфии, то она почти всегда состоит из белой хлопковой ткани, а некоторые имеют пестрый орнамент в красном или чёрном цвете. Куфия с красным орнаментом является самой популярной в странах Персидского залива. А чёрно-белая – в Палестине и Ливане. Красно-белые куфии носят всюду в этих областях, но наиболее тесно они связаны с Иорданией.
Тюбетейка
Переходим к тюбетейке – головному убору, наиболее распространённому среди мусульман России и среднеазиатской части бывшего СССР. Тюбетейку определяют как круглую или квадратную, островерхую или плоскую, лёгкую шапку, надеваемую прямо на голову. Её другое название – «такия».
В Средней Азии существует большое многообразие фасонов тюбетеек: есть там и конусообразные, и полусферические, квадратные и плоские. Их форма, особенности узора, цвет, предназначение отличаются друг от друга в зависимости от этнической и территориальной принадлежности.
На Северном Кавказе с тюбетейками дело обстоит проще. В большинстве своём их многообразие составляют головные уборы со свисающей с верхушки кисточкой, характерные для мусульман Чечни, и тюбетейки конусообразной формы с волнистой или прямой полосой сбоку, получившие распространение в Дагестане. Или это могут быть тюбетейки со всякого рода вышивкой и привычной надписью «made in…», которые в качестве подарка своим близким привозят с собой из хаджа паломники.
На Востоке тюбетейка выполняет функцию не только головного убора. Её также используют как основу для завязывания чалмы.
Феска
Некоторые мусульмане Турции и Северной Африки надевают феску. Форма фески – усечённый конус, в середину верхушки которого вставлена кисточка. Своё имя она получила от города Фес – одного из больших городов Марокко, который прежде имел монополию на изготовление этого головного убора. В Турции повсеместно используется традиционный известный нам тип фески – красного цвета с чёрной кисточкой. А в Тунисе, Ливии и Марокко она в два или три раза длиннее и имеет синюю шёлковую кисть.
Феска, как и тюбетейка, идеально подходит для повязывания чалмы. В 1826 году османский султан Махмуд II провозгласил феску официальным головным убором военных и чиновников, после чего она стремительно распространилась по территории Империи. Однако уже через 100 лет, в 1925, президент новой Турции Кемаль Ататюрк запретил красную шапку, и сегодня немногие турки носят классическую феску.
Оставшиеся головные уборы – те, которые можно встретить повсеместно, не только в мусульманских странах. А именно: кепки, бейсболки, шляпы, шапки. Многие мусульмане надевают их как в мечети, так и в общественных местах. Ношение вышеперечисленного никаким образом не противоречит религиозным правилам. Напротив, прикрытие головы является сунной Пророка (мир ему и благословение).
Важным моментом также является этика ношения головного убора. Это значит, что человеку, надевшему тюбетейку, ещё более непозволительно совершать поступки, порицаемые нашей религией.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Еда и напитки
На гастрономический шоппинг в Грозном стоит отправиться на местные рынки и развалы. Очень хорош, разумеется, центральный «Беркат». Не бойтесь покупать что-то у частников или в стихийных лавочках.
Чак-чак и халва
Традиционная халва в Чечне не такая, как, например, в Турции. А чак-чак – не такой, как в Татарстане. Тут все особенное. Привезите из Грозного халву, сделанную на основе топленого масла и карамелизированной муки. Звучит необычно, правда? Попробуйте – сладкоежкам точно понравится. Чак-чак можно купить в подарочном варианте – с орешками или разноцветными сахарными цветами.
Лучший выбор сладких продуктов в Грозном ищите на «Беркате». Цена халвы и чак-чака – около 100 рублей.
Лепешки
Непременно попробуйте в Грозном настоящие чеченские лепешки с творогом и тыквой. Есть смысл и привезти их домой: если добираться вам не более суток, они не испортятся. Ваши близкие будут рады гостинцу, ведь «правильные» чеченские лепешки можно привезти только из Чечни. Купить их лучше в день отъезда. А сделать это можно либо на рынке, либо в уличных ларьках с пирогами и прочей выпечкой.
Молочные продукты
Первым делом из еды в Грозном нужно отведать местный сыр – потом обязательно привезите этот продукт и домой. Скажите продавцам, насколько далеко вам ехать; они помогут с упаковкой и обязательно нальют в контейнер рассол. Цена сыра на рынках в Грозном – около 250-300 рублей за кг.
На месте поешьте свежайших творога и сметаны. Если когда-нибудь найдете в других российских регионах аналогичные продукты вкуснее, расскажите нам об этом месте. Потому что в Чечне они отменные. Жаль, что до дома их редко кто сможет довезти – портятся быстро (уж очень натуральные).
Мясные деликатесы
Что привезти с Кавказа в качестве гостинцев, если не мясо? Обязательно купите в Грозном колбасу из баранины и сушеное мясо. Везти домой колбасу, пожалуй, не стоит – у нее специфический запах, да и капризна она к транспортировке. А вот сушеное мясо – отличный гастрономический сувенир из Чечни. Чаще всего это конина, но при желании можно найти и баранину. Колбаса на рынке в Грозном стоит около 150-200 рублей за палку, а килограмм вяленого мяса обойдется вам примерно в 500-600 рублей.
Надеемся, вам пригодятся наши советы по шоппингу в Чеченской Республике. Желаем приятных и выгодных покупок! Есть что добавить? Пишите в комментариях!
Все зависит от общественного мнения
По словам сотрудницы ингушской правозащитной организации, вмешательство в дела семьи со стороны государства или общественного совета наподобие схода старейшин — для кавказских республик обычное дело.
"Они оказывают давление на семью, они грозятся тем, что вы будете опозорены. У нас на Кавказе, к сожалению, все зависит от общественного мнения. В соседней Чечне власть может вмешаться во внутреннее дело семьи и потребовать решить вопрос так, как ей кажется правильным. Есть много случаев, когда власти обращались к семье с требованием решить проблему, угрожая тем, что вмешаются сами, если не будет нужного результата", — рассказывает женщина.
Она подчеркивает, что на совет старейшин саму женщину не позвали и даже не попытались с ней поговорить и узнать мотивы её поступка: "Мы же люди, а не дикари, чтобы приносить в жертву человека, ничего не выясняя".
Оба мужа Лейлы сейчас дома у себя не живут. Соседка первого мужа говорит, что ворота их двора закрыты уже несколько дней, второго мужа тоже давно не видели в родном селе.
Женщина вернулась в дом родителей, но тоже никуда не выходит и ни с кем не общается. Слухи о том, что ее убили братья, сосед Алихан называет ложью: "У них там все спокойно, люди не собираются, она живая, ее даже не избили".