Юрий Никулин: «Вызвать смех – гордость для меня»
Юрий Никулин: «Вызвать смех – гордость для меня»
Юрий Никулин родился в 1921 году в городе Демидове Смоленской области. Его родители связали свою жизнь с актерством, играли в драматическом театре. Отец Юрия Владимир Андреевич организовал передвижной театр революционного юмора «Теревьюм», был репортером нескольких газет, писал репризы для театра и цирка и, конечно, выступал сам. Он был человеком очень деятельным, увлекающимся и целеустремленным. В родном городе Владимир Андреевич даже впервые собрал футбольную команду и самостоятельно тренировал игроков.
Юрий Никулин в детстве
В 1925 году семья перебралась из Демидова в столицу. В Москве Юрий Никулин пошел в школу и первый раз в жизни побывал в цирке, о чем с теплотой будет вспоминать всю жизнь. В школьные годы он вел тетрадь, в которую записывал анекдоты (ее Никулину передал отец, а сыну следовало продолжить начатое). С детства Юрий обожал фильмы с участием Чарли Чаплина, полагая, что настоящий юмор должен быть именно таким. Он и сам старался при любом удобном случае развеселить окружающих, по-доброму подшучивал над учителями и одноклассниками. Однажды на уроке истории Никулин вышел отвечать к доске на вопрос о правлении Ивана Грозного и вдруг начал сыпать небылицами, которые придумывал на ходу, чем страшно веселил весь класс. Когда учитель, недоумевая, поинтересовался, откуда Юрий все это узнал, тот скромно ответил: «Прочитал где-то».
Свадебное занятие для гостей "По стопам Гайдая"
При организации свадьбы у организаторов встаёт вопрос, чем занять гостей, пока жених и невеста заняты фотосессией. Хочу предложить Вам, друзья такой вариант. По личному опыту знаю, что видеооператор снимает на прогулке совсем немного, если вообще снимает. Он вместе с гостями зачастую ожидает молодых у рестарана. А почему его не озадачить и не занять гостей общим делом, а именно съёмками, которые преподнесутся в качестве подарка для молодожёнов. Снимать предлагаю сцены из известных фильмов Аркадия Гайдая, а именно:
«Кавказская пленица» — сцену «Уколы»
«Операция «Ы» — «Напарник» — сцену «Надо, Федя, надо!»
Простая съёмка. подойдёт даже обычная бытовая камера. а сколько радости у людей, когда они видят себя и своих знакомых в ролях легенд отечественного кино! О том как это сделать и поговорим ниже.
Заранее стоит подготовить костюмы, реквизиты, грим и нарезки из культовых сцен, т.к. во-первых, надо исполнителям показать, что они должны сыграть. Во-вторых, совместно вслух почитать сценарий, находя необходимые краски. А в-третьих, одеть, загримировать, посадить, куда надо и снять, согласно намеченной раскадровке. Затем, разумеется, быстро смонтировать и обработать, вплоть до титров и элементов комьютерной графики.
Ведущий этой программы, в игровой форме, намечает в среде присутствующих определенные гайдаевские типажи, объявляет им, что они прошли кинокастинг и отправляет их на уже оборудованную съемочную площадку. А там съемочная группа, в лихорадочном темпе, проводит с ними установку, читку, облачение и начинает снимать 3 знаменитых фрагмента:
«Кавказская пленица» — «Бамбарбия киркуду» и сцену «Уколы»
«Операция «Ы» — «Напарник» — сцену «Надо, Федя, надо!»
Сначала покажите оригиналы. Затем, что вышло. А в завершение еще и нарезку самых смешных дублей, которые не вошли в основной материал. В общем, с болтовней ведущего может получиться минут 15 неплохого шоу. Согласитесь, отличный сюрприз на свадьбу для молодожёнов!
Ниже приводится сценарные фрагменты, связанные с кино и главное – профессиональная раскадровка трех гайдаевских кинофрагментов.
Итак, поехали! Камера, мотор!
Ведущий:
Дамы и Господа! Кинокомпания «Нашфильм» приступает к подготовительным работам по съемкам сразу нескольких фильмов. Мы не стали ломать головы по поводу оригинальных сценариев. Зачем. Наступила эпоха ремиксов и ремейков. Снимаются продолжения и новые варианты знаменитых фильмов: «Мастер и Маргарита», «С легким паром», «Москва слезам не верит». Но, заметьте, никто, никто не решился покуситься на кинофильмы великого Леонида Гайдая! И только компания «Нашфильм» решилась на это. Более того. Она намерена в течении вечера снять и показать сразу три фильма Гайдая. Съемочные площадки и декорации готовы. И нам остается провести кастинг актеров – претендентов на известные роли. И мы начинаем!
Фанфары. На экране портреты необходимых героев:
- Шурик
- Напарник Шурика (Смирнов)
- Вицин
- Никулин
- Моргунов
- Дядя (Мкртчан)
- Доктор (из сцены «Уколы» — кф «Кавказская пленница»)
Актерские этюды
Вицин:
На экране фрагмент из «Кавказской пленницы», где троица перекрывает дорогу пытаясь остановить автомобиль.
Вицин в центре, отчаянно вырывается.
Ведущий предлагает одному из кандидатов повторит этюд, причем в роли Бывалого играет сам, а второй кандидат, кто – нибудь из публики.
Моргунов:
Ведущий предлагает кандидату повторить этюд, причем в роли Шурика играет сам, а в роли Никулина – стул.
Никулин:
На экране фрагмент из новеллы «Напарник» «», где идет вторая перекличка: «ну, граждане алкоголики, тунеядцы, хулиганы, кто хочет поработать?»… «Я!»
Ведущий предлагает кандидату повторить этюд, причем в роли милиционера (Басов) играет сам.
Шурик:
Ведущий предлагает одному из кандидатов повторит этюд, причем за бабушку поет сам.
Мкртчан
На экране фрагмент из «Кавказской пленницы», сцена в ресторане, где Шурик спрашивает: «Что он сказал?».. . «Он говорит, если вы откажетесь, они вас зарежут… Шутка!»
Ведущий предлагает одному из кандидатов повторит этюд, причем за Шурика играет сам.
Съемки, монтаж
Отобранных актеров приводят на площадку, вручают сценарии и показывают фрагменты фильмов, намеченные к съемке. Затем переодевают и гримируют. Следует небольшая репетиция 1 – го фрагмента и сразу же съемки. Отснятый материал тут же отдают в монтаж и обработку. Следует репетиция 2 – го фрагмента и его съемки. Отснятый материал отдают в монтаж и обработку. Следует репетиция 3 – го фрагмента и его съемки. Отснятый материал отдают в монтаж и обработку.
«Нашфильм» представляет или Голливуд отдыхает!
Ведущий:
Дамы и Господа. Ремейки по кинофильмам Леонида Гайдая, о необходимости создания которых настойчиво заявляла кинокомпания «Нашфильм» состоялись! Это была настоящая коррида. Из людей, которые просто пришли отдохнуть, и ни сном ни духом не ведали, чем им предстоит заниматься, в течении пары часов мы сделали настоящих кинозвезд. И теперь имеем полное право заявить: Голливуд отдыхает!
Фанфары. Переносимся на праздничный банкет.
Ведущий:
Любимые всеми жених и невеста, пока Вы были на прогулке, Ваши гости работали не покладая рук, чтобы Вас удивить и рассмешить. Ну, а что из этого вышло судить вам. Внимание на экран! Сейчас вам будет представлены: сначала оригинал, а затем то что получилось! И вам судить, достойны ли они нашей премии «Свадебный оскар»!
Следует демонстрация оригинала. Затем отснятого и смонтированного материала. Затем шуточные дубли. Следует церемония награждений.
Р а с к а д р о в к а:
1. КАВКАЗСКАЯ ПЛЕНИЦА. ЭПИЗОД В РЕСТОРАНЕ
Знаменитая троица входит в зал, подходит к столу Шурика и дяди.
Шурик встает поочередно здоровается.
Шурик:
Шурик …Саша… Саша… Простите… Садитесь
Садятся. Многозначительная пауза.
Шурик и дядя
Дядя:
Они совершенно не говорят по – русски, но все понимают.
Вицин и Моргунов
Моргунов:
Бартабары. Курза!
Шурик и Дядя
Шурик:
Что он говорит?
Многозначительная пауза.Дядя:
Он говорит, приятного аппетита. Кушайте – кушайте…
Шурик.
А! Спасибо большое, спасибо (приступает к еде)
Шурик и Никулин
Никулин играет с папироской.
Шурик смеется
Никулин:
Бамбарбия. Киркуду!
Шурик и дядя
Шурик:
Что он говорит?
Многозначительная пауза.
Дядя:
Он говорит, если вы откажетесь, они вас (зевает) зарежут. Шутка.
Шурик и Дядя
Шурик:
Шутка. Я согласен
- Сервированный стол
- 5 стульев
- Шурик: клечатая рубаха, очки
- Дядя: черный пиджак, белая рубаха
- Вицин: белый короткий пиджак, косоворотка навыпуск, светлые штаны, папаха
- Никулин: футболка, простое трико, тюбетейка, кавказский кафтан, папиросы
- Моргунов: тельняшка, ремень, кинжал, красная чалма, кожаная куртка, накинутая, как бурка.
2. КАВКАЗСКАЯ ПЛЕНИЦА. ЭПИЗОД «УКОЛЫ»
Крупно: шприц, из которого рука доктора выдавливает струйку
Вицин на топчане и доктор со шприцем.
Вицин:
А! А!
Доктор:
Спокойно, я еще не колю.
Вицин:
Скажите, это не больно?
Доктор:
Все зависит от диаметра иглы
Вицин:
Скажите, а у вас диаметр… А. А. Уже?
Ухмыляющийся Никулин на топчане
В кадр входит доктор со шприцем, протирает место укола.
Никулин принюхивается.
Никулин:
Спирт?
Доктор:
Спирт.
Доктор ставит укол.
Никулин хихикает.
Шурик подает доктору шприц.
Доктор бросает взгляд на невидимого Моргунова.
Доктор указывает Шурику на необходимость замены шприца.
Шурик подает коровий шприц.
Невозмутимый Моргунов.
В кадр входит доктор, протирает, вонзает шприц, вдавливает жидкость, пытается вытащить шприц, протирает руки, шприц в это время качается, Доктор упершись ногой выдергивает шприц и вылетает из кадра
Вся троица пытается встать.
Доктор:
(входя в кадр) Лежите, не двигаясь!
- Топчан, типа тахта или двухспальная кровать без спинки (можно длинный стол)
- Плед
- Некое подобие подушки, сделанное из края пледа с подложкой
- Малый шприц
- Коровий шприц
- Шурик: Белый халат, повязка, белая шапочка
- Доктор: Белый халат, повязка, белая шапочка
- Вицин: Белая рубаха, галстук
- Никулин: футболка, тюбетейка
- Моргунов: тельняшка, наручные часы
3. «ОПЕРАЦИЯ Ы». ЭПИЗОД «НАПАРНИК»
Крупно: Шурик точит нож об ладошку.
Общий план: Шурик проверяет остроту ножа на волосе и определяет место выреза.
Крупно: процесс выреза
Федя: Это же хулиганство! Получите 15 суток
Общий план.
Шум очередного выреза
Федя:
Я буду жаловаться. Бить будете?
Шурик:
(за кадром) Нет.
Федя:
А что?
Шурик
(входя в кадр с вырезом для ягодиц) Вести разъяснительную работу.
Выдергивает из метелки розги, пробует.
Федя:
Это же не наш метод!
Федя крупно.
Федя:
Где человек человеку? Понимаете, Шурик, в то время, как наши корабли бороздят…
Общий план
Шурик:
Тебя как звать – то? (обрывает ошметок)
Федя:
Федя.
Шурик:
Женат?
Федя:
Да. Жена Любушка и двое ребятишек
Шурик:
А лет тебе сколько?
Федя:
41
Шурик:
О!
Федя:
А может не надо. Я больше не буду
Шурик:
Надо, Федя, надо!
Наносит 3 удара.
Федя:
Мама! Мама! Мама!
Праздничная тюбетейка золотоордынской жены московского князя
Однако большинство теорий связывает происхождение основы шапки Мономаха с Золотой Ордой. При этом не отрицается, что некоторые детали могли быть позднее добавлены и с шлемов князей. Правда, некоторые исследователи доказывают, что и вся шапка целиком была сделана на Востоке и в готовом виде перешла к московским князьям.
Основная теория происхождения шапки Мономаха разработана заведующим кафедрой истории России МГУ профессором Николаем Борисовым. В основе шапки Мономаха лежит женская тюбетейка. Шапка Мономаха идентична по строению золотоордынским женским головным уборам 14 века. В ней использовано аналогичное расположение золотых деталей и такое же вертикальное крепление. Ордынские знатные женщины вставляли в стержень, расположенный на вершине, павлиньи перья, а в шапке Мономаха там был установлен крест.
По мнению Борисова, тюбетейка принадлежала сначала сестре золотоордынского царя Узбека, Кончаке, которую царь выдал замуж за своего верного вассала, московского князя Юрия Даниловича. Несмотря на свою приверженность исламу, Узбек позволил своей сестре креститься для этого замужества. В православии Кончака стала зваться Агафьей.
Правда, Юрий с Агафьей-Кончакой до дому не доехал. По пути на него напал тверской князь Михаил, разбил и взял Агафью в плен. Через год Агафья умерла. Узбек и Юрий обвиняли Михаила в отравлении княжеской жены и царской сестры. Михаил был вызван в Орду и казнён по приговору совета семи русских князей, также обозлённых на Юрия из-за его злоупотреблений при сборе с русских земель дани для Орды.
Приданое, бывшее с Агафьей, осталось при Юрии либо было возвращено ему новым тверским князем Дмитрием. Так или иначе, золотую тюбетейку Кончаки, после убийства Юрия Дмитрием в 1325 году, унаследовал младший брат Юрия Даниловича, московский князь Иван I по прозвищу Калита.
Но откуда эта шапка была у самого Узбека и его семейства? Это вопрос более тёмный, ответы могут быть разными. Есть предположения, что шапку сделали в Египте в начале 14 века и прислали в дар Узбеку, или что её изготовили генуэзские мастера в Кафе в Крыму.
Против этой гипотезы есть только один, но, казалось бы, «убийственный» аргумент. Христианство запрещает мужчинам носить женскую одежду, включая головные уборы. Поэтому-де Иван Калита никогда не мог надеть её на себя.
Но нет никаких сведений, что Иван Калита и несколько последующих поколений московских князей, вплоть до, как было сказано, Василия III, надевали на себя эту шапку. А при Василии III её истинное происхождение могло уже напрочь забыться. К тому же установление на ней христианской символики и её освящение могли, по понятиям того времени, полностью преобразить первоначальную сущность предмета.
Тюбетейки брошены! Россияне Крамник и Грищук на жеребьевке вытянули черные головные уборы
Вчера в Казани прошла торжественная церемония открытия матчей претендентов 2011 года, во время которой шахматисты также тянули жребий, кому каким цветом играть в первых партиях четвертьфиналов. Россияне Владимир Крамник и Александр Грищук начнут свои матчи черными фигурами.
В БАЛЬНЫЙ ЗАЛ – ЧЕРЕЗ ДВА КОРДОНА
Отель «Корстон» казанским спортивным журналистам знаком не хуже «Татнефть Арены» или «Баскет-холла»: здесь торжественно праздновал свое второе чемпионство «Рубин», сюда в 2008-м «барсы» Морозов, Зарипов и Никулин привезли кубок чемпионов мира, выигранный нашей хоккейной сборной после 15-летнего перерыва, да и главный трофей футбольной Лиги чемпионов бывал здесь, совершая российское турне перед московским финалом 2008 года. И вот теперь пришла очередь шахмат – именно на «Корстоне» остановили свой выбор организаторы матч-турнира среди претендентов.
Уже за полчаса до начала торжественной церемонии открытия у входа, ближайшего к Бальному залу, где состоится сие действо, заметное оживление. Любители шахмат, знающие толк в протокольных мероприятиях, пришли заранее: два кордона безопасности по пути к Бальному залу могут отнять много времени. Но нет, полиция при досмотре работает оперативно. К повышенным мерам безопасности казанцам не привыкать, тем более что на открытии ждут первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева.
Шаймиев с президентом ФИДЕ Кирсаном Илюмжиновым по-королевски вежливы – ровно в 19.00 входят в зал. К этому времени участники турнира уже заняли места в первом ряду – Владимир Крамник о чем-то оживленно беседует с сидящим рядом Борисом Гельфандом, Александр Грищук охотно раздает автографы, а Гата Камский ушел в себя. Минтимер Шарипович и Кирсан Николаевич отвлекают претендентов от разговоров и мыслей, приветствуя каждого рукопожатием. Теперь можно начинать церемонию.
ЧТО У КАМСКОГО НА МАКУШКЕ?
Матч претендентов – еще один повод напомнить миру о том, что Казань является спортивной столицей России и будет принимать Универсиаду. Но делается это ненавязчиво. Да и два татарских народных танца в исполнении профессионалов смотрятся здорово, зрители не успевают устать от такой преамбулы.
Но все-таки самое главное в этот вечер – жеребьевка. Первым на сцену поднимается генеральный секретарь ФИДЕ, он же главный судья соревнований Игнасиус Леонг, за ним – Грищук и Аронян, которые значатся первой четвертьфинальной парой. Леонгу подносят пурпурный мешочек с изображением золотой шахматной короны, а в нем, как выясняется, две сувенирные тюбетейки диаметром с ширину ладони – белая и черная. Ароян тянет первым и достает себе белый цвет. Под смех зала Грищук соблюдает формальность, вытаскивая из мешочка черную тюбетейку.
Точно такую же процедуру затем проделывают остальные три пары четвертьфиналистов. Как и положено по теории вероятности, из них только один, тянувший жребий первым, достает себе белые фигуры – удачливым оказывается Шахрияр Мамедьяров. А экс-чемпионы мира Крамник и Топалов в первых своих партиях сыграют черными. Тюбетейки после жеребьевки остаются у спортсменов, и Гата Камский, вернувшись на свое место в зале, водружает этот национальный головной убор себе на макушку.
После того как претенденты определяются с цветами фигур в первых партиях четвертьфиналов, начинается жеребьевка второго и третьего этапов. Кто какими фигурами начнет полуфиналы и финал, определяет действующая чемпионка России Алиса Галлямова, достающая из «мешочка Леонга» уже не тюбетейки, а традиционные шахматные фигуры. Волею Алисы в полуфинале победители четвертьфиналов Аронян – Грищук и Крамник – Раджабов белыми будет начинать представитель первой пары, во втором полуфинале первый ход сделает либо Мамедьяров, либо Гельфанд. Финальный матч белыми фигурами начнет представитель той половины сетки, в которой Грищук и Крамник.
ГРИЩУК: ЧЕРНЫМИ – ЛУЧШЕ
– Я бы сказал, черными чуть-чуть лучше начинать, но вообще-то это не играет особой роли, – россиянин Александр Грищук, закончив позировать фотографам в компании с важными персонами, абсолютно спокоен. – Что для меня этот турнир? Шанс стать претендентом и сыграть за титул чемпиона мира.
– Многие называют вашего соперника Ароняна главным претендентом на победу в этом турнире. А вы как считаете?
– Очевидно, что на данный момент Аронян – мой главный соперник, – улыбается Александр. – Да, знаю я его неплохо, аж с 1992 года, но неожиданностей можно ждать от любого соперника всегда.
А вот Владимир Крамник, охотно раздающий автографы, общаться с журналистами не хочет.
– Все вопросы – после турнира, – отрезает главная надежда России. И очень быстро покидает первый этаж отеля «Корстон». Что ж, хорошо бы, чтобы Крамник молчал эдак до 25 мая. И свое первое на турнире интервью дал в качестве победителя.
А В ЭТО ВРЕМЯ…
В КАЗАНИ ПОСТРОЯТ МЕЖДУНАРОДНУЮ АКАДЕМИЮ ФИДЕ
За час до открытия матчей претендентов в десяти минутах езды от отеля «Корстон» прошла церемония закладки первого камня шахматного дворца.
Решение о создании Академии ФИДЕ было принято Международной федерацией шахмат, руководители Татарстана проявили большой интерес к этому проекту и предложили земельный участок в центре Казани, на котором через 18 месяцев и будет построено 25-этажное здание академии с гостиничным комплексом международного уровня и соответствующей инфраструктурой. Общая площадь этого комплекса будет 22 500 кв. м, использовать его планируется и как тренировочную базу для подготовки шахматистов, тренеров, арбитров, и как площадку для крупнейших турниров. Уже в 2013 году Академия ФИДЕ примет шахматный турнир Всемирной летней Универсиады.
ВЫДЕРЖКА ИЗ РЕГЛАМЕНТА
Четвертьфиналы и полуфиналы состоят из 4 партий с контролем времени 2 часа на 40 ходов, затем 1 час на 20 ходов и 15 минут до конца партии с добавлением 30 секунд за каждый ход, начиная с 61-го. В финале играется 6 партий. В случае ничьей играется тай-брейк (4 партии с контролем 25 минут + 10 секунд на ход). Если они не выявляют победителя, то соперники играют серии из 2 блицпартий с контролем 5 минут + 3 секунды на ход. Если 5 таких серий подряд завершатся вничью, то будет сыграна решающая партия, в которой белые получают 5 минут, черные – 4, но в случае ничьей общая победа присуждается черным.
Для кого этот опрос:
Трус, Балбес или Бывалый?
Трус, Балбес и Бывалый – великолепное трио комических персонажей Советского кинематографа. Наиболее известны по фильмам режиссёра Леонида Гайдая, где их роли исполнили Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов. Во всех фильмах эти персонажи были антигероями, мелкими правонарушителями, хотя в фильме «Кавказская пленница» они занимались более серьёзным делом – похищением человека, но всё это сыграно так комично, что зрители, в какой-то мере, им даже сочувствовали.
С первого раза и без всяких проб на роль Труса был утверждён Георгий Вицин. На роль Балбеса претендовало несколько человек, пока Гайдай не увидел Юрия Никулина: «Когда вас увидел Гайдай, он сказал: «Ну, Балбеса искать не надо. Никулин — то, что нужно». Евгения Моргунова утвердили после рекомендации.
Трус (Георгий Вицин) — нервный, сентиментальный и слабовольный ипохондрик, который кутается в тёплые вещи и говорит высоким голосом. Всего боится, всё время проверяет что им будет в Уголовном Кодексе. Быстро пьянеет. Самый хилый и слабый из всей троицы.
Балбес
Балбес (Юрий Никулин) — оптимистичный, смешливый и развязный любитель выпить, обладает легко краснеющим носом и вязаной шапкой. В фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» носит тюбетейку и вооружён кинжалом, там же исполнил зажигательную песню про султана. Самый энергичный и безбашенный персонаж.
Бывалый
Бывалый (Евгений Моргунов) — массивный, сильный, уверенный в себе мужчина с бритой наголо головой. Лидер шайки. Именно он решает, чем они будут заниматься и за какое дело возьмутся. Говорит всегда коротко, ясно, но по делу, при этом не пропадает юмор.
- Пёс Барбос и необычный кросс – наши персонажи занимаются браконьерством, но им мешает их забавный пёс.
- Самогонщики – как понятно из названия, шайка смешных жуликов занялась самогоноварением, но их планы вновь испортил Барбос.
- Дайте жалобную книгу – фильм Эльдара Рязанова, широкой публике не запомнился.
- Операция «Ы» и другие приключения Шурика – в третьей части Шурик сталкивается с грабителями склада.
- Новогодний календарь
- Сказки русского леса
- Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика – шайку нанимает местный партийный функционер для похищения невесты, и снова они сталкиваются с Шуриком, хотя упоминаний о происшедшем в «Операция Ы» отсутствует. Шурик ужинает с Трусом, Балбесом и Бывалым, и считает их местными кунаками (тем более они были одеты соответствующе. В конце фильма свободно себя чувствуют в суде, видно, что для них это уже не первый раз.
- Семь стариков и одна девушка
- Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика
- Комедия давно минувших дней
- Образ был использован в мультфильмах «Бременские музыканты», «По следам бременских музыкантов» и «Новые бременские».
Троица исчезла из кино после ссоры Моргунова, игравшего Бывалого, с Гайдаем. К тому же Никулин был раздражён её излишним повторением.
26 июня на выход
Ярким табличкам на территории Казанского кремля, с указанием где приобрести авторские сувениры, национальную одежду, обувь и тюбетейки, осталось недолго зазывать туристов. Братский корпус, в котором размещались эти сувенирные лавки, попросили полностью освободить. Братский корпус — это единственное сохранившееся здание бывшего Спасо-Преображенского монастыря, находящееся рядом со Спасской башней. Продавцы в смятении — столько лет торговали продукцией татарстанских мастеров, а тут указали на дверь.
— Сказали до 26 июня съехать, больше с нами договор аренды не продлевают. Конечно, обидно, мы здесь уже восемь лет. Нас хорошо знали. У нас ведь не китайский ширпотреб, а свое татарстанское предприятие. У нас даже частники учились пошиву национальной обуви из кожи. Это визитная карточка Казани. Поэтому Кремль в нашем лице даже может теряет, — говорит продавец из первой лавки и демонстрирует многочисленные награды, расставленные на полочках.
Получается, настоящих татарских ичигов фабричного качества в кремле уже не будет. Остаются частники, которые только пробуют свои силы в непростом искусстве.
Получается, настоящих татарских ичигов фабричного качества в кремле уже не будет. Фото Васили Ширшовой
— У нас предприятие с давней историей. Мой супруг начинал с арской фабрики и в общей сложности больше 40 лет занимается этим производством. К нам высокопоставленных гостей приводили покупать подарки. Ну понимаете, мы ничего не можем сделать. Я бы, конечно, хотела бы, чтобы с нами продлили договор, но этого нет. Конечно, переживаем. Много сил было приложено, чтобы сделать эту продукцию популярной. А что мы можем сделать? — говорит владелец лавки и директор предприятия по пошиву национальной обуви ООО «Сахтиан» Альфия Артемьева.
В соседних лавках выставлены татарские национальные костюмы, куклы в соответствующей одежде. Вся продукция производства местных мастеров. Любопытно, что под закрытие попала даже собственная кремлевская лавочка с сувенирами. Альтернативные площади ни ей, ни другим не предложили.
Трус, Балбес и Бывалый
Трус, Балбе́с и Быва́лый (также ВиНиМо́р, по начальным буквам фамилий актёров, исполнивших персонажей жуликов) [1] — трио комических антигероев, мелких правонарушителей из советского кинематографа. Наиболее известны по фильмам Леонида Гайдая, где их роли исполнили соответственно Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов.
- Трус (Георгий Вицин) — нервный, сентиментальный и слабовольный ипохондрик. Зимой кутается в тёплые вещи, летом носит интеллигентскую шляпу и светлый пиджак, говорит высоким голосом (за исключением диалога со сторожем в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»).
- Балбес (Юрий Никулин) — оптимистичный и жизнерадостный алкоголик, обладатель легко краснеющего носа. Зимой носит оранжевую вязаную шапку, летом — тюбетейку.
- Бывалый (Евгений Моргунов) — сильный, толстый, наглый мужчина с бритой наголо головой, неформальный лидер шайки. В фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» был вооружён кинжалом.
Идея снять короткометражный фильм о трёх браконьерах-рыболовах (первое появление трио на экране) возникла у Леонида Гайдая, получившего от своего учителя Ивана Пырьева задание снять комедию, по прочтении фельетона «Пёс Барбос и необычный кросс» украинского поэта Степана Олейника. В фельетоне было три действующих персонажа-рыболова — два Николы и Гаврила, — а также собака по кличке Барбос. Та газетная публикация сопровождалась рисунками, которые и наметили типажи Труса, Балбеса и Бывалого: Гаврила (будущий Бывалый) — крупный мужчина, чертами лица напоминающий известного актёра Алексея Смирнова, оба Николы имели сходство с Никулиным. Прочтя фельетон, Гайдай написал собственный сценарий фильма [2] , при этом сознательно сделав разными характеры двух Никол — для бо́льших возможностей фильма [2] .
По рассказу директора Музея трёх актёров Владимира Цукермана, с первого раза, без проб, был утверждён только Георгий Вицин на роль Труса (Гайдай видел в этой роли только его [2] ).
На роль Балбеса пробовался Сергей Филиппов [3] , Гайдай размышлял также о Борисе Новикове [2] . Но, как вспоминал сам Никулин, он был фаворитом с самого начала [4] :
Кто-то из помощников Леонида Гайдая рассказывал потом: — Когда вас увидел Гайдай, он сказал: «Ну, Балбеса искать не надо. Никулин — то, что нужно».
На роль Бывалого был приглашён Иван Любезнов, который отказался из-за плохой физической формы — ему было тяжело бегать от собаки. Моргунов был взят по рекомендации Ивана Пырьева, предлагавшего сначала Игоря Ильинского (но тот оказался занят) [2] . Ещё одной кандидатурой был Михаил Жаров, но тот, как и Любезнов, отказался из-за предполагавшейся по сюжету беготни (ему было уже за 60) [2] . Бывалым мог стать и Станислав Чекан [2] .
Исполнявший роль неформального лидера троицы Бывалого Евгений Моргунов был самым молодым из трёх актёров (1927 г. р.), а игравший зависимого и инфантильного Труса Георгий Вицин — самым старшим (1917 г. р.).
Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов любили разыгрывать импровизированные сценки в образе своих персонажей, забавляя знакомых.
После первых короткометражек Гайдай не планировал возвращаться к этим персонажам в своём творчестве, но в 1963 году его уговорил сделать это Морис Слободской, приступивший к работе в новой гайдаевской картине «Операция „Ы“», причём Гайдай сопротивлялся [2] . А в 1965 году, ещё до премьеры «Операции Ы…», создать ещё один фильм о Шурике и троице Гайдая умоляли уже Слободской и Костюковский [2] . Рабочий вариант сценария имел название «Шурик в горах» и включал две части, одна из них впоследствии стала фильмом «Кавказская пленница», вторая — о поисках Шуриком снежного человека — была Гайдаем отвергнута. Несмотря на то, что задуманный сценарий одобрялся мосфильмовским начальством, сценарно-редакционная комиссия подвергла проект жёсткой критике, утверждая, что троица себя изжила, утяжеляет фильм и т. д. Поначалу отказывался сниматься и Никулин, не желавший быть прославленным как Балбес. Гайдай пообещал, что троицы в фильме не будет, а Костюковского и Слободского заставил поклясться, что они задействуют троицу в последний раз.
Гайдай получал массу писем от кинозрителей с просьбами снимать трио ещё и ещё. Сценарист Дыховичный говорил ему: «Вы, Леонид Иович, таких типов нашли — на всю жизнь хватит. Их можно куда угодно поместить, хоть в космос». Однако на худсовете, обсуждавшем фильм, против трио выступили Майя Туровская (перекривлялись), Эльдар Рязанов (раздражает), Виктор Авдюшко (троица уже устала), Б. Кремнёв (надо сократить). Гайдай возражал [2] .
Троица перестала существовать для Гайдая после его ссоры с Моргуновым во время работы над «Кавказской пленницей» [3] . Натянутые отношения с режиссёром установились у артиста ещё на съёмках «Самогонщиков». Тогда Моргунова «проработал» Пырьев, поклонник артистической тройки. Никулин тоже был раздражён излишними повторениями этих персонажей [3] . Тем не менее Трус, Балбес и Бывалый ещё несколько раз появлялись вместе в фильмах других режиссёров, часто в эпизодических ролях. В последние годы жизни режиссёра примирение Гайдая и Моргунова всё же состоялось [2] .
== Фильмы с участием троицы в исполнении Вицина, Никулина и Моргунова
«Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики» (1962)
Троица впервые появляется в короткометражных фильмах «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики», которые вышли в составе киноальманахов «Совершенно серьёзно» и « Сборник комедийных фильмов ». Здесь трио занимается браконьерством и самогоноварением. В обоих случаях сообщники терпят фиаско, этому способствует пёс Барбос. [5]
«Дайте жалобную книгу» (1965)
Фильм Эльдара Рязанова. Трус, Балбес и Бывалый появляются в эпизодической роли коллег в ресторане, успев стать участниками драки, к концу фильма Труса и Балбеса показывают на рабочем месте — в магазине верхней одежды в ролях соответственно продавца (Никулин) и заведующего отделом (Вицин). При этом Бывалый, судя по контексту (в начале фильма Вицин говорит: «Директор будет с нами», имея в виду Моргунова), занимает должность директора этого магазина.
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965)
В третьей части серии коротких новелл Трус, Балбес и Бывалый сходятся в схватке с другим персонажем Гайдая — студентом Шуриком. Нанятые проворовавшимся заведующим складом, они пытаются инсценировать ограбление. Шурик, случайно оказавшийся охраняющим склад, воспринимает их всерьёз и оказывает вооружённое сопротивление. Ограбление оказывается неудачным, и троицу, усыплённую собственным хлороформом, сдают в милицию.
« В первый час » (1965)
На «Голубом огоньке» Трус, Балбес и Бывалый предстали в образе скрипачей, веселивших людей.
« Сказки русского леса » (1966)
Новогодний музыкальный фильм, в котором Трус, Балбес и Бывалый сыграли браконьеров.
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966)
Трус, Балбес и Бывалый подрабатывают мелким жульничеством на Кавказе. Их нанимают местный функционер Саахов и его водитель Джабраил для похищения девушки Нины, племянницы Джабраила, которую хотят насильно выдать замуж за Саахова. В девушку влюблён студент Шурик, схватку с которым персонажам предстоит проиграть. Это единственный фильм, где показан суд над шайкой.
«Семь стариков и одна девушка» (1968)
Фильм Евгения Карелова, в котором Трус, Балбес и Бывалый появляются в эпизодической роли грабителей: они похищают деньги у инкассатора, но в результате организованной с участием героев фильма погони деньги возвращают государству.
«Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика» (1977)
В этом фильме-концерте Трус и Бывалый снялись в роли музыкантов, они изображали то скрипачей, то вокалистов. Бывалый играл на аккордеоне, на балалайке и на скрипке, Трус — на трубе.
«Комедия давно минувших дней» (1980)
Трус и Бывалый противостоят, а потом помогают Кисе Воробьянинову и Остапу Бендеру в поисках клада. Это последний в облике оригинальных актёров случай появления шайки, причём уже без Балбеса — Никулин отказался от участия, считая образ «замыленным».
Образы Труса, Балбеса и Бывалого были перенесены в мультфильмы «Бременские музыканты», «По следам бременских музыкантов» и «Новые бременские», где троица появляется в качестве разбойников с большой дороги. Их предводителем здесь становится Атаманша. Трус, Балбес и Бывалый изображены в экзотических (османских) головных уборах (папахе, тюбетейке и башлыке, закрученном на манер тюрбана, соответственно), которые носили в «Кавказской пленнице».
По мотивам этих мультфильмов был создан киномюзикл «Бременские музыканты & Co», где роли разбойников-охранников исполнили Иван Агапов (Трус), Александр Карнаушкин (Балбес) и Яшар Нури (Бывалый).
Также в 1991 году в Украинской ССР был создан фильм «Капитан Крокус и тайна маленьких заговорщиков», в котором эпизодически появились Трус (Олег Сиротенко), Балбес (Сергей Гаврилюк) и Бывалый (Сергей Сивохо).
Аудиоспектакли
Трус, Балбес и Бывалый стали одними из основных персонажей пьес Аркадия Хайта «Происшествие в стране Мульти-Пульти» (1973) и «Спортивные страсти в стране Мульти-пульти» (1974). В 1981 году «Происшествие в стране Мульти-Пульти» вышла в виде музыкальной сказки (режиссёр Л. Шимелов, запись 1981 года, выпущена на грампластинке в 1982 году). Роли озвучили оригинальные актёры — Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов.
В рекламе
Образ из мультфильма был использован в рекламе пива «Белый медведь», вместе с песней про медведей из «Кавказской пленницы». Ролик был впоследствии запрещён по экологическим соображениям: в нём Трус, Балбес и Бывалый выбрасывали бутылки из-под пива в воду, подавая нехороший пример.