Uggaustralia-russia.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фу, варварство»: как одевались древние римляне в холодную погоду

«Фу, варварство»: как одевались древние римляне в холодную погоду

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Нужно знать, как стоит появляться в приличном обществе. /Фото: ya.ru.

Долгое время понятие дигнитаса было в Риме «страшной» штукой. В переводе с латинского данное слово означает «достоинство». Однако для древних римлян «Dignitas» — это еще и совокупное понятие морально-нравственных и общественных понятий о том, как позволено поступать гражданину, а как нет. Долгое время римляне были страшными ксенофобами. Достаточно упомянуть о том, что большая часть коренного население Италии не считалась римлянами еще в эпоху Союзнических войн в начале I века до нашей эры (что весьма иронично и глупо, так как все италики к тому времени были уже на 100% романизированы). Дигнитас же был одной из тех вещей, которая проводила водораздел между римлянами – гражданами и «всякой завоеванной шелупонью». Определял он в том числе и то, что можно и что нельзя надевать не себя.

Однако, и римские воины, и римские граждане отказывались стоически переносить холод, а потому самостоятельно придумывали разнообразную, в том числе теплую одежду.

1. Калиги и кальцеи

Римские кальцеи для сырой погоды. /Фото: flickr.com.

В зависимости от погоды и поры года римляне могли носить на ногах калиги – сандалии или кальцеи. Последние напоминали ботинки из выделанной кожи. Одевали такие как правило в непогоду или холодное время года. Кальцеи были не такими удобными, как калиги, зато защищали ногу от намокания. Впрочем, носить в холодную погоду могли и сандалии. В этом случае римляне дополняли их шерстяными носками.

2. Удоны и фасции

Римляне отлично знали носки. /Фото: historycy.org.

Для многих станет открытием, но в Древнем Риме прекрасно знали, что такое носки. А значит наряду с проблемой «Карфаген должен быть разрушен» перед сынами Марса по утрам стояла и проблема «второго носка». Шили удоны из шерсти. Носки римляне делали очень плотными, отчего они прекрасно защищали ноги не только от холода, но еще и от сырости. Носили носки все слои общества, но в первую очередь солдаты. Так как удоны и калиги были лучшим сочетанием во время длительных маршей.

Фасциями римляне называли не только ликторский пучок, но еще и шерстяные обмотки для ног. Фасции накручивались в холодную погоду на голени до колена и подтягивались кожаными ремешками.

3. Туника

Туники, плащи и пояса. /Фото: ya.ru.

Главный элемент одежды римлян. При некотором внешнем сходстве не следует путать латинскую тунику и греческий хитон. К слову, на фоне большинства хитонов античные туники это просто «мешок с прорезью для головы». Изготавливать туники могли из самой разной ткани, однако повседневные и армейские образцы как правило делались из все той же шерсти. Шерсть обладает потрясающими свойствами терморегуляции, хорошо защищает от дождя, отлично держит тепло. В холодную погоду римляне могли одевать два и даже три туники, которые подвязывались ремнями или поясами. Туника отличный пример того, что все гениальное – просто.

Читайте так же:
Валенки родительный падеж валенок

Также римляне использовали тоги, которые надевались всегда поверх туник. Правда, полагались они далеко не всем. Носить тогу в римском обществе имели право только граждане. Более того, отдельные расцветки тог полагались только самым высокопоставленным членам общества, в первую очередь отцам-сенаторам и гражданам на определенных государственных постах.

4. Пенула, лацерна, сагум

Еще римляне очень любили плащи. /Фото: blogspot.com.

Очень часто римская туника использовалась с какой-либо разновидностью дорожного плаща. Видов плащей у детей Венеры было представительное количество. Самый простой и популярный вариант – пенула, пастуший плащ из кожи, шерсти или войлока с застежками и капюшоном. Легионеры нередко использовали походные плащи без капюшонов – лацерны. Были также маленькие плащи сагумы и длинные палудаментумы.

5. Пилеус

Что-то похожее носили и римляне. /Фото: atelieruldeistorie.ro.

«Шапка вольноотпущенника», как ее было принято называть в Древнем Риме. Несмотря на свое название, носили пилеус буквально все слои населения. По сути, это обычная пастушья шапка, сделанная из войлока. Судя по всему, римляне приволокли пилеус из Греции или с Балкан, когда завоевали Фракцию во II веке до нашей эры.

Помимо этого, римляне использовали для покрытия головы несколько разновидностей съемных капюшонов, не скрепляемых с остальной одеждой. Маленький куколь и большой капюшон, закрывающий все плечи пукуль (не путать с кавказкой шапкой пакуль).

В продолжение темы можно почитать о том, почему доспехи римских легионеров не защищали руки и ноги.

Интерес к истории никогда не угаснет

какой была одежда древних римлян

Уже около восемнадцати веков прошло с тех пор, как канули в Лету великие античные цивилизации, а мы продолжаем интересоваться тем, какой была одежда древних римлян, как был устроен их быт, как они вели свои дела и чем занимали досуг. За давностью лет очень многое позабылось и стёрлось из памяти человечества, однако сохранившиеся труды философов, поэтов, мифология, фрески, кое-какая утилитарная и ритуальная утварь, женские и мужские украшения, оружие, памятники архитектуры и искусства позволяют делать определённые выводы и строить предположения о жизни на берегах Средиземного и Чёрного морей — в Малой Азии, на Апеннинах и Балканах.

Платье в средние века

Платье в средние века

Если в древности мужские и женские платья отличались между собой лишь деталями, то в средние века с развитием культуры одежда была полностью разделена между мужчинами и женщинами. Так платье окончательно перешло исключительно в женский гардероб. Появились новые ткани, значительно усложнился крой. Именно в средние века возникают самые роскошные женские наряды, отличающиеся богатством декора. И сейчас только знать могла себе позволить дорогие наряды, а крестьяне носили платья из простых тканей.

Читайте так же:
Как носить норковые безрукавки

С ХVI до ХVIII века платье претерпевает множество изменений. Если раньше платья походили на обычные прямые рубашки, то сейчас все сильно меняется. Сначала модными были платья, в которых женская фигура практически скрыта. Несколько позже появляется шнуровка. Женщины начинают использовать корсеты, чтобы сделать свою фигуру более привлекательной и красиво выглядеть в нарядах. В эпоху барокко все было чересчур броским и ярким. После этого наступает рококо, более сдержанный и уютный. Женщины носили очень большие и пышные юбки на каркасах. Лиф имеет треугольную форму. В таких платьях лиф сильно контрастировал с юбкой. В моду входят ленты и цветы. Самыми популярными тканями были сатин и атлас.

Священнические облачения [ править ]

Многие из перечисленных элементов используются в церковных одеяниях православной церкви по сей день.

  • Архиерейская мантия. Епископов и архиепископов изображают в мантиях лилового цвета, митрополитов — в голубых мантиях, а патриархов — в зеленых, см. также Цвета богослужебных облачений.
    • Источники (струи) — нашиваемые на мантию три ряда красных и белых полос. Во имя Святой Троицы, символизируют струи Божественной мудрости
    • Скрижали — платы, на которых могут быть изображены кресты, херувимы, иконы Спасителя и Божией Матери, символические изображения евангелистов, вензель архиерея. Нашивают на архиерейскую мантию у плеч и спереди внизу [3] .
    • Полиставрион (кресчатая риза) — фелонь, украшенная крестами [2] . Был вытеснен саккосом около XV века

    Никола Липенский. «Обилие тяжеловесных ромбовидных орнаментов с жемчугом на подризнике Николы вызывает ассоциации с княжескими или воинскими одеждами и, возможно, также связано с ориентацией на западные образцы (. ) Это одеяние святого, с узкими рукавами и широкими, расшитыми золотом и жемчугом полосами на предплечьях, больше всего похоже на дивитисий – церемониальную одежду византийских императоров, столь же часто украшавшуюся орнаментами. (. ) Длинный конец омофора с плеча святителя спускается на сгиб его левой руки и затем образует причудливую петлю, так что кажется почти завязанным в узел» [5]

    Святители Кирилл и Афанасий Александрийские, Леонтий Ростовский. «Все епископы изображены в подризниках с «источниками», епитрахилях, палицах, омофорах и различающихся по типу верхних одеждах: Кирилл и Афанасий представлены в белых полиставриях с крестами, а Леонтий — в темно-розовой фелони. На голове Кирилла — шапка с крестами, в напоминание о том, что, по преданию, на III Вселенском соборе в Эфесе в 431 году предстоятелям Александрийской церкви была дарована привилегия служить литургию с покрытой головой. (…) Афанасий — с непокрытой головой (…) Леонтий представлен в белом клобуке, служащем символом духовной власти» [6] .

    Вениамин

    Мы думаем, что и мужчины, и женщины носили набедренную повязку, называемую subligaculum или subligar . Их иногда носили мужчины во время ручного труда и мужчины из высшего класса во время упражнений.

    Женщины часто носили кожаную или тканевую ленту для поддержки груди, называемую строфиумом или соской .

    Для обуви, как вы упомянули, носили сандалии, и по большей части единственное различие в статусе было в цвете, в котором мужчины высшего класса часто носили красные сандалии, чтобы обозначить свой статус патриция.

    Туника была основной верхней частью тела для мужчин всех классов. Подобно сандалиям, классовые различия были отмечены с различными цветами и толщинами указанных цветов.

    Тога была специальной верхней одеждой для римских граждан, которая, как и туника и сандалии, имела множество разновидностей, различающихся по классу и возрасту. Чтобы процитировать проект VRoma, этот список различных тог:

    • тогу virilis также называют тога пура : не украшенная тога беловатого цвета неокрашенной шерсти, которую носили взрослые мужчины-граждане
    • toga praetexta : не совсем белая тога с широкой фиолетовой каймой, изображенной на рисунке справа. Единственными взрослыми, которым разрешалось носить эту тогу, были судьи-курулы (куруль-эдил и выше).
    • тога пульла : тога из шерсти темного цвета, которую носят во время траура
    • Тога Кандида : искусственно отбеленную тогу носят кандидаты на политические должности
    • toga picta : фиолетовая тога, расшитая золотой нитью, которую одержал победоносный генерал во время триумфального парада, а затем принял императоры для государственных торжеств. Вариантом этого костюма была тога пурпура , пурпурная тога, носимая ранними королями и, возможно, принятая некоторыми императорами

    Что касается ювелирных изделий, то взрослые граждане мужского пола должны были носить только кольцо для печати официальных документов, но многие граждане игнорировали этот социальный обычай и вместо этого носили и это кольцо, и другие украшения. Мальчики, которые были гражданами, часто носили уменьшенную версию этого в дополнение к своей булле.

    Римские женщины часто бывали сшитые вместе два кусочка ткани, которые при застегивании на плечах образовывали платье без рукавов.

    Более распространенным предметом одежды был хитон, который представлял собой тунику с рукавами, которая свисала на землю и на рукавах, которые можно было застегнуть в различных точках вдоль туловища.

    Штифты и кнопки, описанные выше, были, как правило, фибулами, которые были просты и очень похожи на наши современные булавки. Однако, булавки также вошли в очень украшенные варианты. Женщины также часто носили кольца и браслеты, в дополнение к ожерельям, которые часто делались из золота и вставного жемчуга или других драгоценных камней. Повязки были также популярны.

    Какие существуют направления в этническом стиле?

    В этностиле представлены такие направления, как:

    • Арабский, выглядящий невероятно элегантно и роскошно благодаря дорогим тканям и глубокими оттенками драгоценных камней, благодаря обилию ярких оттенков принтов и украшениям;
    • Африканский, отражающий культуру разных народов. Он отличается своими коричневыми природными тонами и крупными узорами, геометрическими структурами и цветами, которые соотносятся с обычаями племен;
    • Кантри, здесь преобладают изделия из кожи и замши естественного цвета, вставлены элементы декора из металла и дерева. Четкие линии, нежные переходы и эффектные узоры создают ощущение комфорта и уюта;
    • Азиатский – со своей простотой и неестественной сдержанностью, кроем, природными цветами и цветочными рисунками, выполненными тончайшей вышивкой, приковывает взгляд;
    • Индийский, для которого характерны исключительно насыщенные яркие цвета и ассиметричный крой. Такие туники делаются открытыми, для них используются полупрозрачные ткани и множество украшений.

    Так, пройдя свой долгий путь, этот элемент одежды стал неотъемлемой частью гардероба большинства людей на протяжении многих поколений.

    5 типов римских туник

    Задание шестьдесят восьмое предлагает нам написать что-нибудь об Италии. Как уже знают многие мои читатели, я – римский фанатик, и слово Италия для меня означает лишь одно – Древний Рим. Надо сказать, прошлым вечером у меня было множество идей, о чем можно написать, но в итоге я постаралась выбрать из них одну наиболее простую для подготовки в короткий срок и при этом интересную не только другим фанатикам)). Поэтому сегодня я расскажу о римских туниках, коих (спойлер!) было великое разнообразие. И, еще спойлер, в одном посте я смогу рассказать только про пять из них, так как для рассказа о всех можно создавать отдельный журнал.

    Самая подходящая картинка из найденных, допиленная мной лично. Оригинал был отсюда: bigenc.ru.

    Самая подходящая картинка из найденных, допиленная мной лично. Оригинал был отсюда: bigenc.ru.

    В обычном понимании римская туника — это длинная рубаха с короткими, не доходящими до локтя рукавами. Впрочем, совершенно верным это определение назвать нельзя, ведь длина и самой туники, и ее рукавов зависела от того, кто ее носил.

    Туника. Из "Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона".

    Туника. Из "Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона".

    Свободнорожденные мужчины действительно носили тунику с короткими рукавами, однако длинной ее было не назвать: спереди ткань едва прикрывала колени, а сзади и вовсе доходила лишь до коленного сгиба. Более короткие туники носили солдаты, а потому в приличном обществе короткую тунику сочли бы моветоном; длинные же туники носились женщинами. Обычно туники подпоясывались, а вот рабам пояс доставался нечасто.

    С сайта travel-in-time.org.

    С сайта travel-in-time.org.

    1. Tunica manicata (manuelata)

    Такое наименование обычно носит женская туника с длинными рукавами, поверх которой матроны надевали столу (одеяние с короткими рукавами, напоминающее греческий хитон или ту же римскую тунику).

    Ливия, жена Августа. Налицо и туника, и стола.

    Ливия, жена Августа. Налицо и туника, и стола.

    В имперские времена мужчины тоже начали носить туники с длинным рукавом, что считалось признаком изнеженности и щегольства.

    Между прочим, оба названия: и manicata, и manuelata — происходят от одного и того же латинского слова manus, которое, как несложно догадаться, обозначает человеческую руку.

    Из сериала "Рим", 2005.

    Из сериала "Рим", 2005.

    2. Tunica talaris

    Как на самом деле выглядела такая туника, мы вряд ли узнаем (во всяком случае, мы – обыватели). Тому причиной тот факт, что в латыни слово talus, от которого образовано название этой туники, обозначает одновременно лодыжку и пятку в зависимости от контекста. Обычно утверждается, что tunica talaris была до пят, но кто может поручиться?

    Судя по длине, логично предположить, что носили ее женщины, но лично мне кажется, что так могло называться одеяние жрецов (хотя я не профессиональный историк). Ведь зачем бы римлянам называть тремя разными способами одно и то же?

    Октавиан Август в образе великого понтифика. На разных изображениях жрецов изображения длинных туник.

    Октавиан Август в образе великого понтифика. На разных изображениях жрецов изображения длинных туник.

    3. Tunica interior (intima)

    С «внутренней» (interior) туникой все вполне прозаично. Она выполняла роль нижнего белья, за что и получила второе название – intima (нижняя, нательная)

    Светоний в «Жизни двенадцати Цезарей» рассказывает про Августа следующее: «Зимой он надевал не только четыре туники и толстую тогу, но и сорочку, и шерстяной нагрудник, и обмотки на бедра и голени».

    Август. Изображение с сайта istorya.ru.

    Август. Изображение с сайта istorya.ru.

    4 и 5. Tunica laticlavia и tunica angusticlavia

    Как можно заметить, в обоих названиях туник есть часть «clavia», которая происходит от существительного clavus, одно из значений которого – пурпурная полоса на тунике. Начальные же части названий означают в свою очередь «широкий» и «узкий». То есть первая туника – это туника с широкой пурпурной полосой, а вторая – с узкой.

    Римский сенатор. С сайта www.pinterest.ru.

    Римский сенатор. С сайта www.pinterest.ru.

    Широкие пурпурные полосы на тунике означали в Риме сенаторское достоинство, а узкие – всадническое. Мария Сергеенко, историк, утверждает в своей книге «Жизнь Древнего Рима», что полосы на тунике были вертикальными.

    Все тексты в блоге моего авторства, иллюстрации взяты со свободных ресурсов интернета, из источников, не указывающих своих авторских прав (если иное не указано под иллюстрацией). При копировании прошу указывать ссылку на мой блог.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector