Uggaustralia-russia.ru

Мода и стиль
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Туник психодиагностика творческого мышления

В современном мире – мире нарастающей неопределённости, текучей реальности, ожидаемой технологической сингулярности, когда скорость и сложность технического прогресса приведет к такому кардинальному изменению мира, что человек перестанет его понимать – креативность из модного атрибута личности, из некоторой элитарной способности, отличающей избранных, превращается в жизненно важное и крайне необходимое качество.

На всех самых продвинутых конференциях, форумах, дискуссионных площадках давно говорят о необходимости существенно изменить подходы в системе образования. О том, что, помимо фундаментальных знаний, помимо формирования понятийной картины мира, объясняющей, как всё устроено, действию каких объективных законов подчиняется – всё это сегодня называется «hard skills», современное образование должно развивать у человека так называемые «soft skills», без которых в современном мире не обойтись.

Перечни «soft skills» отличаются у разных авторов, но во всех списках неизменно присутствуют три качества, которые, наверное, составляют их ядро. Так называемые «3К»: креативность, критичность мышления, кооперация (способность к сотрудничеству с другими людьми). Эти же качества обозначены во ФГОС как метакомпетенции, которые должна развивать современная школа.

Сразу встает вопрос о том, как, с помощью какого инструмента и кто все это будет делать? У нас есть свой ответ на этот вопрос, но обо всем по порядку…

Основные критерии теста

Итак, что же понимается под любознательностью, воображением, сложностью и склонностью к риску?

Любознательность

Люди, у которых выражена любознательность, склонны проявлять интерес к огромному количеству тем, изучать, как устроены механизмы, искать новые пути мышления, исследовать новые идеи и вещи, искать необычные варианты решения всевозможных проблем, читать много книг, изучать картины и карты, играть в игры и т.д. с целью максимального познания.

Читайте так же:
Какую сторону воротника дублировать

Воображение

Люди, у которых развито воображение, могут рассказывать о местах, в которых никогда не были, представлять, как другие будут справляться с проблемами, с которыми они столкнулись сами, мечтать о множестве мест и вещей, размышлять о явлениях, с которыми ещё не сталкивались, видеть необычным образом то, что изображается на рисунках и картинках, удивляться разным вещам и событиям.

Сложность

Люди, предпочитающие познавать сложные явления, интересуются сложными идеями и вещами, ставят пред собой серьёзные цели, самостоятельно изучают что-либо, отличаются настойчивостью в достижении целей, находят довольно сложные пути решения проблем и любят выполнять трудные задания.

Склонность к риску

Люди, склонные к риску, всегда отстаивают свои идеи, невзирая на мнение окружающих, ставят перед собой большие цели, не исключают вероятности неудач и ошибок, исследуют новые идеи и вещи, не поддаются мнению остальных, не выражают особой озабоченности, когда то, что они делают, не одобряют другие, часто рискуют, чтобы узнать, каким будет результат.

Теперь же пора переходить непосредственно к тесту.

Диагностика творческого мышления

Рассмотрим концепцию креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса.

Дж. Гилфорд впервые указывал на определенное различие между конвергенцией и дивергенцией как мыслительными операциями.

    Конвергенция. Конвергентное мышление активизируется в том случае, когда задача представляет собой поиск единого верного решения на основе множества условий.

На рисунке ниже представлена упрощенная схема процесса конвергентного мышления.

Диагностика творческого мышления

На рисунке ниже представлена упрощенная схема процесса дивергентного мышления.

Диагностика творческого мышления

Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:

  1. оригинальность — способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;
  2. семантическая гибкость — способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования;
  3. образная адаптивная гибкость — способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;
  4. семантическая спонтанная гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.
Читайте так же:
Тоги хитоны и прочие греческие драпировки

Общий интеллект не включается в структуру креативности. На основе этих теоретических предпосылок Гилфорд и его сотрудники разработали тесты программы исследования способностей (ARP), которые тестируют преимущественно дивергентную продуктивность.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector