Второе дыхание. Ялуторовские бабушки шьют тюбетейки древних воинов
Второе дыхание. Ялуторовские бабушки шьют тюбетейки древних воинов
Жизнь на пенсии может быть не менее насыщенной, чем до нее, — это доказали обычные бабушки из небольшого города Ялуторовска. Они не организовали свою группу и не собираются на «Евровидение». Они делают то, что умеет каждая бабушка: делятся своим теплом, опытом и знаниями. А заботу их рук оценили уже и за границей.
Несакрально, но красиво
Если раскрывать основы татарского костюмного комплекса, то изначально он говорил о смыслах, образах, имевших сакральное значение для носителя. Индустриальное общество упростило визуальную составляющую, наделив ее лишь внешней, репрезентативной функцией, то есть утеряв изначальный смысл.
Однако современное общество в связи с глобализационными процессами, всеобщей унификацией ощутило потребность в воспроизводстве паттернов, указывающих на национальную «инаковость». Современные модные тенденции показывают, с одной стороны, универсализм, нивелирующий этническую специфику, с другой стороны — локальное своеобразие. Такие тенденции можно увидеть и у татарского костюма, когда татарское становится модным.
Этнограф Светлана Владимировна Суслова выделяет четыре вида направления развития костюма: фольклорно-этнографическое, фольклористическое, общенационально-знаковое и авангардное. Этот порядок можно применить и к современности.
Так, для фольклорно-этнографических и фольклористических направлений характерно создание реплик. Скажем, этим занимается объединение Millihasite, или мастер Луиза Фасхутдинова, которая вышивает и создает головные уборы.
Презентация Дины Гатиной-Шафиковой
Я намеренно не показываю фольклорные ансамбли, которые используют в костюмах аутентичные образы. В этом русле активно работают кряшены. Что касается казанских татар, то в основном они носят новоделы.
Общенационально-знаковое направление основывается на тех же самых формах, однако в силу эстрадно-театральной эстетики узнаваемые элементы костюмного комплекса могут иметь более ярко выраженные формы. Пример — фэшн-коллекция Гульфии Билаловой, которая была создана в 2015 году. Мне кажется, ее видела половина России. Она использовала узнаваемые детали костюма, но в современной интерпретации.
Еще отмечу коллекцию бренда Idel: они использовали орнаменталистику в современном костюмном комплексе. Правда, меня удивило, что на девушке в свитере с татарским узором головной убор по типу башкирского кашмау.
Интересно отметить Burobanu, которые, несмотря на то, что в основном работают с традиционными формами, при создании женского головного убора — калфака — использовали как основу нагрудник изю, что является непосредственным примером авангардного течения.