Отравленная туника гумилев сюжет
ЛитЛайф
Помогите нам сделать Литлайф лучше
- «
- 1
- .
- Перейти
Полушин Владимир. НИКОЛАЙ ГУМИЛЁВ: ЖИЗНЬ РАССТРЕЛЯННОГО ПОЭТА
Глава I МОРСКОЙ ВРАЧ
30 июля 1865 года в 10 часов вечера один из лучших российских фрегатов — фрегат «Пересвет» — при густом тумане и маловетрии снялся с якоря и вышел из Кронштадтского порта. На его борту было 38 офицеров, гардемарин, юнкеров, кондукторов и 520 человек нижних чинов, набранных из 3-го, 4-го и 6-го флотских экипажей, а также корабельный священник иеромонах Александро-Невской лавры о. Митрофан.
Капитан, опытный моряк, капитан-лейтенант Николай Копытов в море чувствовал себя как дома; он ходил на фрегате не первый год и даже побывал в дальнем походе: за два года до описываемых событий в составе русской эскадры под командованием контр-адмирала С. С. Лисовского «Пересвет» пересек Атлантический океан и подошел к берегам Соединенных Штатов, где в ту пору бушевала Гражданская война.
Итак, 1 августа 1865 года в густом тумане «Пересвет» пересек Финский залив. К полудню туман стал рассеиваться, и капитан отдал команду идти под парусами со скоростью 6–9 узлов до плавучего маяка Драге. У маяка возникла заминка: лоцман, осмотрев судно, заявил, что фрегат углублен кормою более чем на 23 фута. Это было опасно, и Копытов приказал сдвинуть к носу орудия обеих батарей, после чего «Пересвет» благополучно дошел до Копенгагена. Там к капитану обратился младший судовой врач, лекарь 3-го флотского экипажа Степан Гумилёв: пятеро заболевших матросов нуждались в госпитализации, так что больных пришлось оставить на попечение российского генконсула. Старший врач, коллежский асессор Аркадий Облочинский доложил капитану, что общее состояние команды хорошее, а взамен убывших Копытову прислали с фрегата «Генерал-адмирал» шестерых матросов.
Капитан с удовольствием для себя подмечал, как бодро держится молодой доктор Гумилёв: он впервые участвовал в таком дальнем походе, да и морской стаж у него был в ту пору невелик.
В 1861 году Степан Яковлевич Гумилёв окончил полный курс медицинского факультета Московского Императорского университета. Чтение лекций на этом факультете началось еще в 1758 году. А почти через сто лет, в 1841-м, в него влилась Московская медико-хирургическая академия. К 1856 году, когда там начал учиться Степан Гумилёв, университет переживал пору истинного расцвета. Ботанику и зоологию читали такие видные ученые, как Вальдгейм и Рулье, всеобщую историю преподавали Грановский и Кудрявцев, а русскую историю — Сергей Михайлович Соловьев.
Родился Степан Яковлевич 28 июля 1836 года в селе Желудево Спасского уезда Рязанской губернии, о чем осталась в соответствующей книге Христорождественской церкви следующая запись: «Двадцать осьмого июля у дьячка Якова Федотова и его законной жены Матрены Григорьевой родился сын Степан, крещен он был второго августа священником Алексеем Васильевым Городковским и диаконом Дмитрием Васильевым, восприемники: рязанский цеховой Иуда Артамонов и помещика Михаила Иванова Смольянинцева дочь, девица Александра Михайлова».
Отец Степана, Яков Федотович Панов, с 1813 года служил псаломщиком в местной церкви. А его мать Матрена была дочерью священника Федора Григорьевича Гумилёва. Яков с первой встречи полюбил стройную голубоглазую девушку с длинной русой косой, которая была моложе его на десять лет. Мать Матрены, Феврония Ивановна, и не желала дочери лучшей партии. Отец Федор Григорьевич поставил жесткое условие: «Дочь отдам только в одном случае: если жених перейдет на нашу фамилию!» Это условие Федор Григорьевич выдвинул неслучайно: своей священнической фамилией он очень дорожил (она происходит от латинского humilis — смиренный). Приход Христорождественской церкви принадлежал еще его отцу Григорию Прокопьевичу, который служил там с 1790 по 1820 год.
Отец Якова, Федот Панов, был в этой церкви дьяконом. Совместное многолетнее служение сблизило семьи Гумилёвых и Пановых, так что Федот в конце концов согласился на условия о. Федора. В 1820 году Яков и Матрена обвенчались, и вскоре Бог послал им сына Василия. Через три года появился на свет Александр, ставший впоследствии священником и учителем духовной семинарии в Рязани. А потом дети пошли один за другим: в 1827-м родилась Прасковья, в 1830-м — Григорий, в 1834-м — Александра, в 1836-м — Степан, а в 1842-м появился на свет последний ребенок — Пелагея. Отцу шел в то время пятьдесят второй год, а матери — сорок второй.
В 1834 году дьякон Федот Панов мирно скончался в окружении внуков, а годом позже Бог прибрал и о. Федора Гумилёва. Яков очень любил младшего сына Степана и возлагал на него большие надежды: стареющий отец надеялся, что именно он, пойдя по стопам деда, станет священником местной церкви. Мальчик рос смышленым, удивлял всех своей памятью, хорошо читал, и слухом его Бог не обделил.
Два двоюродных брата Степана — Сергей Федорович и Николай Федорович Гумилёвы — стали священниками и преподавателями в Рязанской духовной семинарии. В Рязани жил и старший брат Степана — Александр Яковлевич, тоже священник, сын которого Александр впоследствии также стал священником.
В 1850 году, приехав навестить старшего сына, Яков Федотович оставил у него Степана, отныне слушателя Рязанской духовной семинарии. Старший брат опекал младшего, помогал ему материально, хотя семья его жила более чем скромно; к тому же за то время, что Степан учился, здесь появились на свет еще двое детей: Людмила и Софья.
Учился Степан хорошо, однако чем больше углублялся в богословские науки, тем яснее понимал, что в душе он не священнослужитель. Приезжая на каникулы домой, он робко заводил об этом разговоры с отцом, но тот и слушать ничего не хотел, а то и крепко обижался.
Так продолжалось до 1856 года, когда Степан окончил семинарию. Вот тогда-то он наконец и объявил, что намерен учиться на врача. Состоялся трудный разговор с отцом, в результате которого Степан Яковлевич Гумилёв «по окончании полного курса среднего отделения вследствие его прошения для продолжения ученья в светском учебном заведении, при согласии его родителей, был уволен из училищного ведомства».
Преодолев первый жизненный шторм, полный сил и надежд, решительный и немного самоуверенный молодой человек и дальше проявил характер: понимая, что помощи ждать неоткуда, учился прилежно, получив право на бесплатное обучение и стипендию.
Но в 1858 году отец неожиданно скончался, и Степан должен был помогать престарелой матери, для чего он выдержал экзамен на звание школьного учителя, приобретя тем самым право на репетиторство. По рекомендации своего университетского друга он получил место в семье члена Московского губернского суда Михаила Некрасова — за стол и комнату.
Дочь Некрасова Анна, которой давал уроки Гумилёв, была робкой и слабой здоровьем семнадцатилетней девушкой с выразительными голубыми глазами и нежным цветом лица. Она была умна и начитанна, училась музыке в консерватории, а вот математику осваивала с трудом.
Легкий налет грусти придавал девушке особое очарование. А грусть в ее душе поселилась с детства, ибо еще трехмесячным младенцем она осталась без матери, умершей от туберкулеза. Через год отец снова женился. Мачеха хоть и не обижала девочку, но и не ласкала. Своих детей у нее не было, она и не знала, как обращаться с чужими. Однако именно она уговорила мужа отдать дочь в консерваторию, видя ее особую склонность к музыке. Вскоре, однако, и мачеха умерла. Отец скучал недолго… и в доме появилась новая мачеха, которая быстро прибрала к рукам уже немолодого члена губернского суда. Между Анной и новой мачехой отношения не сложились. В доме царила атмосфера отчуждения и напряженности. Именно в это нервное время и появился в семье молодой репетитор, умный, веселый и находчивый.
Новая жена Некрасова по достоинству оценила молодого человека и даже увлеклась им. Ей быстро наскучил стареющий безвольный муж, и она искала тайных приключений. Но бывший слушатель духовной семинарии не давал ей никаких поводов обольщаться на его счет. Хозяйка бледнела, краснела, но ничего поделать не могла, наблюдая, как после окончания уроков Степан задерживается на хозяйской половине, часами слушая, как Анна играет на фортепиано. Девушка особенно любила полонезы недавно умершего в Париже Фридерика Шопена: то лирические и грустные, то веселые и бравурные, воскрешающие в юной, тянущейся к прекрасному душе воспоминания о неких навсегда ушедших романтических временах. Да и сам этот стройный студент-репетитор казался ей посланцем из другой, свободной и счастливой жизни. Так подсолнух тянется к солнцу, так цветок распускается теплым майским днем. О таких чувствах говорят, что они рождаются на небесах.
ОТРАВЛЕННАЯ ТУНИКА
«Отравленную тунику» принято считать главной вещью в не очень богатом драматургическом наследии Николая Гумилева. Трагическая история в стихах – белых и рифмованных, изысканная и патетическая драма, действие которой происходит в древней Византии, впервые появилась на театральной карте Москвы в постановке Игоря Сиренко.
«Отравленная туника» во всей своей неповторимости живёт на миниатюрной сцене театра от начала и до конца редкого не только по сюжету и изложению, но и по действию спектакля, где Имр – реальный герой, вождь арабской поэзии, наследник разоренного престола, который, следуя легенде, был умерщвлен по императорскому приказу, получив в подарок пропитанную ядом тунику (император Юстиниан и впрямь хотел использовать горячего араба в войне с персами), а дочь Юстиниана, царевна Зоя и ее жених, Трапезондский царь, – лица вымышленные. Что касается коварной и скрытной императрицы Феодоры, то автор, как утверждают специалисты, серьёзно очернил ее исторический образ.
Так или иначе, зрители, пришедшие на «Отравленную тунику», имеют шанс в полной мере не только оценить увиденное, задумавшись о былых событиях, но и серьёзно поразмыслить о не всегда безупречном и радостном настоящем времени, в котором, как много веков назад, любовь и искренность находятся в опасной зависимости от страстей и ингриг.
Текст: Сергей Сафонов
План зала
СТОИМОСТЬ БИЛЕТОВ
С 1 марта 2021 года устанавливается стоимость одного билета на спектакли Московского драматического театра “Сопричастность”:
“Без солнца”, “Вишнёвый сад”, “Волчий круг”, “Волшебная ночь, или Когда оживают игрушки”, “Горячее сердце”, “Девочка, где ты живёшь?”, “Двенадцать месяцев”, “Поросенок Кнок, или История доброй копилки”,
“Кровавая свадьба”, “Король Лир”, “Королева – мать”, “Месье платит”, “Миллионерша”, “Молчанье – золото”, “Отравленная туника”, “Провинциалка”, “Продавец дождя”, “Сверчок на печи”, “Смерть Тарелкина”, “Тайна заколдованного портрета”, “Таланты и поклонники”, “Тот, кто получает пощечины”, “Третья ракета”, “Фома Фомич созидает всеобщее счастье”, “Цветы запоздалые”:
1 и 2 ряды – 900 руб.
3 и 4 ряды – 700 руб.
5 и 6 ряды – 500 руб.
7 ряд – 300 руб.
8 ряд – 200 руб.
“Посвящается Ялте” (спектакль в фойе):
1, 2 ряды: 200 руб.
Отравленная туника гумилев сюжет
Афиша Plus
Театр Романа Виктюка впервые покажет в Петербурге «Отравленную тунику» по пьесе Гумилева
Со 2 по 4 апреля в Петербурге, в ДК «Выборгский», состоятся гастроли Театра Романа Виктюка «Памяти великого мастера» — режиссер скончался осенью 2020 года.
Фото: Сергей Апанасенко, фото предоставлено организаторами
Откроются гастроли спектаклем «Служанки» 2 апреля в 19:00. Пьеса маргинального французского драматурга Жана Жене была поставлена в 1988 году и довольно быстро обрела статус легендарной. Все роли, как того и желал автор, играют исключительно мужчины. «Служанки» Виктюка получились трагической историей о конфликте реальности и фантазии. На сцену в этот вечер выйдут Дмитрий Бозин, Александр Солдаткин, Иван Никульча, Алексей Нестеренко.
«Отравленная туника» — последняя работа Романа Виктюка в его театральной биографии. В Петербург ее привозят впервые — показ состоится 3 апреля, начало в 19:00. Поэт и драматург Николай Гумилев написал эту пьесу в 1918 году. Действие пьесы разворачивается в Константинополе в 6-м веке нашей эры. При дворе императора Юстиниана появляется бродячий арабский царь и поэт Имр (Дмитрий Бозин) в поисках поддержки для отмщения своим обидчикам. Попутно он влюбляет в себя императорскую дочь и влюбляется сам. Виктюк пропускает давние события через биографию самого Гумилева и трагическое испытание, которое ждало его в финале жизни. Отсюда — пересечение времен, судеб, цивилизаций, страсть, сметающая все на своем пути, и роковой выбор, который придется сделать каждому, принеся в жертву нечто ценное.
Фото: Яна Овчинникова, фото предоставлено организаторами
Закроет гастрольную программу «Саломея» по Оскару Уайльду (4 апреля в 19:00). Здесь тоже будет место аллюзиям на биографию автора. Неизменный и незаменимый Дмитрий Бозин играет сразу две роли: иудейской царевны Саломеи, потребовавшей голову Иоанна Крестителя в обмен на ее впечатляющий танец, и лондонского денди Альфреда Дугласа, из-за которого Уайльд распрощался со свободой и репутацией.
Все спектакли имеют возрастное ограничение 18+.
Наталия Эфендиева
Фото: Сергей Апанасенко, фото предоставлено организаторами
Фото: Яна Овчинникова, фото предоставлено организаторами
ПОДЕЛИТЬСЯ
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях. Присоединяйтесь прямо сейчас:
спектакли театра Романа Виктюка с 13 по 19 апреля 2021 года
13.04.2021 «Орфей». Премьера. По пьесе Теннесси Уильямса. 18+
Спектакль «Орфей» по пьесе Теннесси Уильямса – это режиссерский дебют Сергея Захарина в Театре Романа Виктюка.
«Орфей спускается в ад» – одна из самых трагичных и глубоких по содержанию драм Теннесси Уильямса, не имевшая, даже несмотря на ее представление на Бродвее, истории успешных постановок. Это миф об Орфее и Эвридике нового времени, рассказанный одним из самых выдающихся драматургов современности. История о пробуждении страсти, возрождении жизни. О попытке жить смело и честно в падшем мире.
14.04.2021. «Мастер и Маргарита». Сны Ивана Бездомного. Михаил Булгаков. 16+
По мотивам культового романа Булгакова. В спектакле учтены и политический контекст, и мотивы ранних редакций булгаковского текста.
15.04.2021 «Давай займемся сексом». Валентин Красногоров. 18+
За игривым названием скрывается парадоксальная, эксцентричная, смешная и горькая притча об одиночестве и потребности любви.
16.04.2021. «Маугли. Песнь Мертвых». Редьярд Киплинг. 16+
Магический и драйвовый, музыкальный и пластический спектакль для взрослой аудитории о звериной ярости и звериной нежности. О ясности разума, когда ты доходишь до края жизни и осознанно пересекаешь порог великого страха. И, несомненно, это спектакль о Колдовстве Великой Природы.
Режиссер – заслуженный артист РФ Дмитрий Бозин.
17.04.2021. «Служанки». Жан Жене. Театральный ритуал. 18+
Режиссер создал мощный вневременной «театральный ритуал»: исследуемые в нем тайны человеческой души не имеют срока давности, и сценическое долголетие «Служанок» – прямое тому доказательство.
18.04.2021. 12:00 «Кот в сапогах». Михаил Кузмин. 6+
Сказка в стиле рэп.
Знаменитый поэт Михаил Кузмин написал пьесу по мотивам сказки Шарля Перро, привнеся в сюжет иронию и легкость, свойственную итальянской комедии масок, но при этом сохранив все сюжетные линии. Дети и «дети», ставшие родителями, с восторгом, легко и азартно улавливают заложенные в сказке коды и смыслы, следят за трюками и подпевают артистам.
18.04.2021. 19:00 «Отравленная туника». Николай Гумилев. 16+
Эпоха творческого взрыва начала XX века интересует Романа Виктюка всегда. Независимо от того, над какой постановкой он работает в настоящий момент, режиссер всегда опирается на творческий опыт гениев той эпохи — поэтов, драматургов, художников. И конечно, на судьбы этих гениев, которые почти всегда – трагичны. В годы, когда Гумилев писал «Отравленную тунику», контраст между изысканностью творческой атмосферы века и действительностью, которая всеми силами старалась эту атмосферу убить, был ярок, как, пожалуй, никогда до этого и никогда после. Противостоять жестокой действительности, в которой существовали Гумилев, Мандельштам, Сологуб, возможно было только наивысшими выплесками творческой энергии, поэтому и тексты их столь высоки и творчески насыщенны. Показывая в «Отравленной тунике» тектонический разлом времен и судеб, крича и плача о смерти, взявшей себе лицо любви, Виктюк рассказывает об уничтоженном поколении творцов начала XX века. Поколении, великое наследие которого никто до сих пор так и не смог превзойти.
Ссылка на спектакль на сайте: https://teatrviktuka.ru/otravlennaya-tunika/
19.04.2021. «Служанки». Жан Жене. Театральный ритуал. 18+
Режиссер создал мощный вневременной «театральный ритуал»: исследуемые в нем тайны человеческой души не имеют срока давности, и сценическое долголетие «Служанок» – прямое тому доказательство.
фото предоставлены пресс-службой театра Виктюка
- Назад
- Вперёд
- Вы здесь:
- Главная
- СПЕКТАКЛИ
- Театр Романа Виктюка
- спектакли театра Романа Виктюка с 13 по 19 апреля 2021 года