Uggaustralia-russia.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Маковский, Константин Егорович

Биография [ править | править код ]

Родился в Москве. Сын деятеля искусств и художника-любителя, Егора Ивановича Маковского, одного из основателей «натурного класса» на Большой Никитской, ставшего впоследствии Училищем живописи и ваяния, а после 1865 года Московским училищем живописи, ваяния и зодчества. Брат живописцев Александры, Николая и Владимира Маковских [7] . Младшая сестра художника, Мария Егоровна Маковская, была актрисой. Среди друзей семьи были Карл Брюллов и Василий Тропинин. Позднее Константин Маковский писал: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу».

В 1851 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где, став первым студентом, легко получил все возможные награды. Его учителями были М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий, С. К. Зарянко, все — ученики Карла Брюллова. Склонность Маковского к романтизму и декоративным эффектам можно объяснить влиянием Брюллова.

В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. С 1860 года он участвовал в выставках академии с такими картинами как «Исцеление слепых» (1860) и «Агенты Димитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» (1862). В 1863 году Маковский , вместе с 13 другими студентами, выбранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии, отказался писать картину на тему Скандинавской мифологии («Бунт четырнадцати») и покинул академию, не получив диплома.

Чуть позже он присоединился к артели художников, возглавляемой Иваном Крамским, создавая картины из повседневной жизни (Вдова (1865), Продавец сельди (1867) и т. д.), а в 1870 году — к «Товариществу передвижных художественных выставок». Константин Маковский выставляет свои работы как на выставках Академии, так и на передвижных художественных выставках.

Значительные изменения в его стиле произошли после путешествия в Египет и Сербию в середине 1870-х. Его интересы сместились от социальных и психологических проблем к художественным проблемам цвета и формы.

Читайте так же:
Bottom up джинсы что это такое

В 1880-х Константин Маковский приобретает известность как модный автор портретов и исторических картин и становится одним из самых высокооплачиваемых российских художников того времени. На Всемирной выставке 1889 года в Париже он получает Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара». Некоторые критики-демократы рассматривали его как предателя идеалов Передвижников, создававшего, подобно Генриху Семирадскому, поразительные на вид, но поверхностные по смыслу работы.

В 1902 году в Императорской академии художеств прошла выставка картин художников-передвижников Ефима Волкова и Владимира Маковского [8] .

В 1915 году, наряду со многими другими художниками своего времени, участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси. В сентябре того же года Константин Маковский, став жертвой несчастного случая (в его экипаж врезался трамвай), скончался в Петрограде. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры (могила не сохранилась) [9] .

Особенность творчества мастера

Работа над портретами

Критики обвиняли Маковского в том, что его портреты были слишком поверхностны и идеализировали реальность. Идеализация действительно характерна для многих его работ, особенно портретов. Однако именитые заказчики нисколько не возражали видеть себя в таком живописном исполнении, и заказы текли рекой.

К.Е. Маковский. Портрет В. А. Волконской. 1884 г.

Портреты получались невероятно красивыми за счет изображения пышных деталей, изобилия драгоценностей, плавных форм, черт и их идеализации. Картины так нравились заказчикам, что они охотно выкладывали за них круглые суммы, хотя известный меценат Павел Третьяков считал цены завышенными. Для примера скажем, что Маковский согласился написать заказчику картину «Славянские композиторы» за 25 тысяч рублей, а Репин в итоге написал ее за полторы тысячи. Высокие цены на картины привели к тому, что Маковский жил в такой роскоши, которая была неслыханной для обычного художника.

Читайте так же:
Что такое армяк кафтан зипун

Любопытен один прием, к которому нередко прибегал художник. Стремительный по натуре художник порой завершал картину в первый же сеанс позирования модели. Но чтобы высокопоставленный гость думал, что над его картиной трудились день и ночь, Маковский не сообщал о готовности работы и передавал клиенту холст лишь через месяц после позирования.

Исторический цикл работ

Хотя изначально Маковский входил в товарищество передвижников и создал несколько картин на тему народного быта («Дети, бегущие от грозы», «Селедочница»), свое призвание он нашел в работе с картинами на историческую тему. После нескольких поездок за границу его полотна приобрели яркость, богатый колорит и отличались сложной композицией. Примеры картин этого цикла: «Поцелуйный обряд», «Боярский свадебный пир в XVII веке», «Одевание невесты к венцу».

К.Е. Маковский. «Боярский свадебный пир в XVII веке». 1883 г.

Картины этого цикла поражали зрителей великолепным убранством, изобилием роскошных предметов, ярким колоритом и нежностью форм. Они шли нарасхват на Западе, а в России пользовались спросом аристократии. Александр II даже говорил в адрес Маковского «мой живописец».

Художник-виртуоз

Самому дорогому в России художнику своего времени Константину Маковскому удивительно легко давалась работа: кисть, казалось, сама порхает над полотном, оставляя мазки в единственно нужных местах. Часто портреты были готовы через два часа позирования заказчика, и Маковскому приходилось хитрить, отдавая работу через месяц. Заказчик был доволен, что мастер усердно потрудился, и баснословная цена за работу не так пугала. При таком редком даровании стоит ли удивляться обширной галерее художника?

В конце жизни Маковский признавался и сожалел, что слишком много в жизни обращал внимания на роскошь, и, если бы не излишнее пристрастие к комфорту и богатству, картин могло бы быть гораздо больше.

Наиболее известные произведения К.Е. Маковского:

  • «Убийство Фёдора Годунова в 1605 году» (1862);
  • «Дети, бегущие от грозы» (1872);
  • «Дети художника» (1882);
  • «Боярский свадебный пир в XVII веке» (1883);
  • «Под венец» (1884);
  • «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем» (1886);
  • «Минин на площади Нижнего Новгорода» (1896);
  • «Иван Сусанин» (1914);
  • «Гадание» (1915) и другие.
Читайте так же:
Тема произведения сказки сивка бурка

«Любуйся и запоминай!» – твердил отец Константину Маковскому с детских лет, говоря об окружающем его мире. Обращаясь к сегодняшнему зрителю, хочется сказать то же самое, добавив «и изучай», ведь полотна Маковского – отражение ушедшей эпохи и воссоздание жизни предков, простых людей и царственных особ, мифических и реальных – история, одним словом.

Боярский свадебный пир. 1883 г. Под венец 1884 г. Иван Сусанин 1914 г. Убийство Фёдора Годунова в 1605 году (1862) г. Дети, бегущие от грозы 1872 г.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector