Uggaustralia-russia.ru

Мода и стиль
11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

От монолога к диалогу» (с использованием рисуночных методик, младший школьный возраст)

«От монолога к диалогу» (с использованием рисуночных методик, младший школьный возраст)

Цель: рост личности через расширение сферы осознания себя и других, а также процессов, происходящих вокруг.

Задачи:

  • формирование творческого подхода к познанию личности и к самопознанию, развитие креативности и нахождение новых способов взаимодействия с людьми;
  • выявление факторов эффективного общения, способствующих достижению взаимопонимания между участниками, позитивное утверждение личности;
  • развитие креативности и нахождение новых способов взаимодействия с людьми;
  • воспитание эстетических норм, правил поведения;
  • воспитание эмпатических свойств личности.

Материалы и оборудование: доска, магниты, магнитофон, альбомные листы, заготовки варежек на каждого ребенка, 2 листа ватмана, кисточки, гуашь, стаканчики, влажные салфетки, трубочки, цветные карандаши, песочные часы, разрезные картинки.

Целевая группа: обучающиеся младшего школьного возраста.

Формы организации: коллективная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Ход занятия

I. Ритуал приветствия. Знакомство.

«Эстафета дружбы». Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает психолог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет всю нашу встречу».

II. Индивидуальное рисование: «Нарисуйте свой портрет» (приложение 1).

По определению автопортрет – это изображение человека, созданное им самим. Изображая себя, человек воссоздает основные черты собственных телесных нужд и внутренних конфликтов. Подведение итогов.

III. Задание "Рукавички" (работа парами) (методика Г.А. Цукерман) (приложение 2, приложение 3).

Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей. Обсуждение результатов.

IV. Игра «Ветер дует на. ».

Со словами «Ветер дует на. » психолог начинает игру. Чтобы все участники игры больше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» — все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого есть сестра. брат. кто больше всего любит сладкое. и т.д.».

V. Коллективная работа: «Зимняя феерия».

Изобразить на одном листе бумаги совместную снежную историю, используя краску и коктейльные трубочки. Рассматривание, обсуждение.

VI. Заключительная часть. Рефлексивный анализ (эмоциональная оценка, смысловая оценка)

— Ребята, вам понравилось на занятии, если нет, то почему? (ответы детей)

— Почему важно то, что мы делали, зачем мы это делали? (ответы детей)

— Испытывали вы трудности? Когда? (ответы детей)

Подведение итогов, дети делятся впечатлением от процесса.

Ритуал прощания.

«Солнечные лучики». Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

Приложение 1

Методика «Автопортрет»

Большая энциклопедия психологических тестов [Текст]: автор сост. А. Карелин. — М.: Изд-во Эксмо, 2006 – 416 с.

Цель методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека. Материал: карандаш или ручка, лист бумаги размером 10×15 см. Инструкция: «Нарисуйте свой портрет».

Читайте так же:
Технологическая последовательность изготовления

По определению автопортрет – это изображение человека, созданное им самим. Изображая себя, человек воссоздает основные черты собственных телесных нужд и внутренних конфликтов. Богатая проекция личностной динамики, проявляющаяся в рисунке, открывает для метода возможность анализа достоинств и конструктивных потенций, равно как и анализа нарушений.

В процессе интерпретации «схемы тела» можно судить, полностью ли соответствует полученная графическая продукция физическим и психологическим переживаниям человека, какие органы тела несут определенный смысл, каким образом соматически закреплены и обозначены желания человека, его конфликты, компенсации и социальные установки.

Интерпретация результатов данного теста

Признак

Критерии признака

1 – самооценка (расположение рисунка на листе)

1.1 в центре – адекватная
1.2 в верхней части листа – завышенная
1.3 в нижней части листа – пониженная

2 – интеллектуальная и социальная адекватность (голова)

2.1 пропорциональная, нормальная по размеру голова – интеллектуальная и социальная адекватность
2.2 большая голова – высокие интеллектуальные и социальные притязания
2.3 маленькая голова – интеллектуальная и социальная неадекватность

3 – контроль над телесными влечениями (шея)

3.1 нормальная шея – адекватный (сбалансированный) контроль над телесными влечениями
3.2 длинная шея – потребность в защитном контроле
3.3 короткая шея – поведение больше направляется побуждениями, нежели интеллектом; уступки слабостям
3.4 отсутствие шеи – отсутствие контроля

4 – местонахождение базовых потребностей и влечений (туловище)

4.1 нормальное, пропорциональное туловище – равновесие потребностей и влечений
4.2 маленькое туловище — отрицание потребностей и влечений
4.3 большое, крупное туловище – неудовлетворенность осознаваемыми влечениями
4.4 отсутствие туловища – потеря схемы тела, отрицание телесных влечений

5 – чувствительность к критике, общественному мнению

5.1 большие уши – повышенная чувствительность к критике, реактивность на критику
5.2 большие глаза – повышенная чувствительность к критике

6.1 сильный нажим
6.2 помещение рисунка в левой части листа (интравертированность)
6.3 перерисовка и стирание
6.4 заштрихованные волосы (беспокойство)
6.5 руки прижаты к телу

7.1 интенсивная штриховка
7.2 обведение контура
7.3 затушеванные зрачки

8.1 сильный нажим
8.2 жирный контур рисунка
8.3 ноги расставлены
8.4 видны зубы (вербальная агрессия)
8.5 выделены «уши-ноздри-рот» (выраженная агрессивность)
8.6 подбородок увеличен и акцентирован
8.7 ноздри выделены (примитивная агрессия — самозащита)
8.8 руки большие, подчеркнутые – компенсация слабости
8.9 оружие

Интерпретация I. Р.Бернс трактует элементы, которые могут быть обнаружены в автопортрете следующим образом:

Голова. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.

Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощенность и тенденцию к интроверсии.

Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительности к критике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.

Читайте так же:
Заложить за воротник значение фразеологизма

Рот. Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможную затрудненность с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.

Руки. Символизируют контакт личности с окружающим миром, скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки предполагают физическую или психологическую слабость. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.

Ноги. Длинные ноги означают потребность в независимости. Большие ноги подразумевают потребность в безопасности. Рисунок без ног означает нестабильность и отсутствие основы Дезертиры, например, часто рисуют людей без ног.

Интерпретация II (интегративно-оценочная). Тест «Автопортрет» для выявления индивидуально-типологических особенностей человека, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношения к ней.

При анализе рисунков выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом.

1. Эстетическое изображение — выполняется лицами, имеющими художественные способности. По графическим тестам и по тесту «Автопортрет», в частности, всегда можно различить лиц, обладающих «рукой художника». Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа, отличают рисунки этих людей.

2. Схематическое изображение — в виде схемы лица, тела и бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада (мыслители, по И.П.Павлову), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении. Частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, схематическое изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.

3. Реалистическое изображение — выполненное с более тщательными подробностями, то есть прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитичному когнитивному стилю.

4. Метафорическое изображение — человек изображает себя в виде какого-либо предмета, например, чайника или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т.д. Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией воображения, творческими способностями и, разумеется, известной долей чувства юмора.

5. «Автопортрет в интерьере» — изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т.д.

По-видимому, к такого рода изображению склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение.

6. Эмоциональный автопортрет — человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его.

По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние, склонны к такого рода рисунку. Причем переживаемая эмоция может быть часто противоположна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т.п.

7. Изображение позы или движения — человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. По-видимому, такой тип изображения свойствен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т.п.

8. Изображение автопортрета со спины — вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции, например, экспериментатору и т.д., либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения.

Читайте так же:
Чем отстирать воротник куртки от жира

Материал, полученный в тесте «Автопортрет», можно также упорядочить по схеме Рида:

1) перечисляющий рисунок — изображение нескольких автопортретов при инструкции нарисовать один — мыслительный экстраверт;

2) органический рисунок — на фоне изображения живой природы, в окружении растений, животных и т.д. — мыслительный интроверт;

3) гаптический рисунок — изображение себя в неком состоянии, часто в состоянии болезни «болит зуб», «болит голова» и т.д. — сенсорный интроверт;

4) эмфатический рисунок — изображение себя в какой-либо эмоциональной атмосфере, идущей извне, — сенсорный экстраверт;

5) декоративный рисунок — изображение портрета в явно приукрашенном виде, в красивой рамочке, с присутствием цветов и другого декора — эмоциональный экстраверт;

6) имажинарный рисунок — изображение себя в виде какого-либо персонажа из литературно-художественного произведения, а также созданного в собственном воображении — эмоциональный интроверт;

Приложение 2

Задание "Рукавички" (методика Г.А. Цукерман)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

Возраст: 6,5-7 лет.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.

Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Игры на липучках, игры умные липучки, игра подбери варежку к шапочке, дидактическая игра, дидактические игры для детей, дидактическое пособие для детского сада

Развивающая игра «Подбери варежку к шапочке».

В комплекте фоновый лист с изображением шапочек и 9 съемных элементов на липучках — варежек.

Задача ребёнка разложить к каждой шапочке варежку. С ребёнком можно также поиграть в игру на развитие внимания и наблюдательности — «Что изменилось». Попросите ребёнка закрыть глаза и пока он не видит поменяйте местами 1 или 2 варежки, а когда он откроет глаза попросите найти что не так и исправить ошибки.

Игра направлена на развитие мелкой моторики, координации движений, внимания, наблюдательности, быстроту реакции и скорость зрительно — поисковой деятельности.

Материал предназначен для проведения развивающих занятий с детьми 1 — 5 лет.

Играйте и развивайтесь с удовольствием!

игра подбери варежку к шапочке, дидактическая игра, дидактические игры для детей

Игры умные липучки для детей. Дидактическая игра «Подбери варежку к шапочке»

игра подбери варежку к шапочке, дидактическая игра, дидактические игры для детей

Игры умные липучки для детей. Дидактическая игра «Подбери варежку к шапочке»

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Скачать и распечатать обучающие материалы для развития детей: развивающие игры для малышей 1,2,3 лет, развивающие занятия для развития детей детсадовского возраста (дошкольников) 3,4,5,6 лет, развивающие материалы для подготовки детей к школе, развивающие материалы для изучения алфавита, английского языка, цифр, письма, чтения, животных, растений, тематические недельки (комплекты) для проведения занятий дома и в детском саду, задания, карточки, для развития детей 1,2,3,4,5,6,7 лет, материал по популярным методикам раннего развития детей «Вундеркинд с пеленок» (Монтессори, Глена Домана, Николая Зайцева), шаблоны и обучающие занятия для первоклассников, учеников начальных классов, красивые обучающие раскраски, шаблоны для аппликаций, поделок с детьми, лото, домино, ходилки, настольные игры, и многое другое для интересного и полезного досуга детей. Образовательные материалы для детей могут заказать родители по всему Миру: Россия-Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Челябинск, Воронеж, Европа: Украина, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Литва, Латвия, Молдова, Польша, Чехия, Словакия, Германия, Израиль, Греция, Италия, Испания, США, Великобритания, Австралия, Турция, ЮАР и не только.

Читайте так же:
Отложной воротник что это такое

Оплата через
Оплата через

Разумный подход к методике

Итак, по моему мнению, заниматься по методу Домана нужно! Но необходимо придерживаться двух основных принципов :

1. Не нужно гнаться за количеством, стремясь показать как можно больше самых разных карточек, лучше ориентироваться на качество.

Что я имею ввиду под качеством карточек? А это значит, что для обучения лучше брать только ту информацию, которая интересна ребенку в данный момент времени, а главное ту, которую вы сможете в ближайшее время закрепить на примерах реальной жизни, картинках в книгах или в играх. Неоднократно по Таисии я замечала, что просмотренная и неиспользованная информация забывается ею очень быстро. Уже через пару месяцев она и не вспомнит, что я ей показывала гладиолусы и хризантемы. А вот если вскоре после просмотра, например, картинок с животными почитать про них стихи, сходить в зоопарк или поиграть в лото «Животные», результат будет совершенно другой — мало того, что информация прочно укладывается у ребенка в голове, так мы еще и здорово развиваем ассоциативное мышление ! А это очень ценно и полезно для малыша.

Мне кажется дочка даже в лице меняется, когда мы начинаем обсуждать то, что ранее проходили по карточкам, видно, что в этот момент в голове у нее происходит активный мыслительный процесс («Ага, этот тигр в клетке и есть тот тигр, что я видела на картинке»), а глаза так и светятся — видно, что ей очень интересно:) Говорю без преувеличения.

Поэтому всю информацию, прежде чем изучать, нужно хорошенько проанализировать. Стоит ли изучать по карточкам 100 цветов, если реально в играх с малышом вы никогда не будете называть их все? Считаю, что вполне можно ограничиться 15-18 цветами. А некоторые темы, возможно стоит полностью исключить. Все зависит от того, во что вы играете и что обсуждаете с малышом. Немного о том, в каком возрасте какие темы интересны ребенку можно почитать здесь.

Количество показов также должно быть разумным. Не обязательно приставать к малышу с карточками по 20 раз на дню. Показывайте карточки в том количестве, которое приемлемо для вас. Если, занимаясь с ребенком, вы все время будете изводить себя мыслью о том, что перегружаете его и даете ему совершенно ненужную информацию, то ребенок обязательно почувствует ваш посыл.

2. Обучение по Доману нужно совмещать с другими играми и занятиями.

Если вы слишком сосредоточитесь на показе и изготовлении карточек, забыв про то, что ребенок нуждается в живом общении, в познании реального мира и его законов, в творческом и музыкальном развитии, вы действительно лишите своего ребенка очень многого.

Читайте так же:
Наложение повязки Варежка

Методика Монтессори

Одной из самых применяемых является методика раннего обучения Монтессори. Итальянский педагог и врач Мария Монтессори открыла школу, где детишки обучались в игровой форме и самостоятельно выполняли задания. Данная метода выстроена на индивидуальном отношении к малышу, который учится сравнивать предметы и явления, развивает память и тактильное восприятие. Занятия помогают ребенку развить навыки общения, воображение, готовят к бытовым жизненным ситуациям. Родители при этом не мешают малышу, а только помогают в случае надобности.

Главным принципом методики Монтессори является девиз: «Помоги мне сделать самому». Дидактические материалы изготавливаются только из натурального дерева, и являются сочетанием учебных пособий и развивающих игр. В интернет-магазине KiddyBoom Вы можете найти различные рамки-вкладыши, с помощью которых детишки изучают растения, фрукты, овощи, фигуры, животных, соотносят понятия «больше-меньше» и тренируют моторику рук. Вкладыши особо полезны для трехлетних детей, имеются рамки «с подслоем» с дополнительной картинкой под вкладышем, которые можно обводить, распознавать фигуры на ощупь и готовиться к письму.

Карточки Домана

Потрясающая, благодаря феноменальным результатам, методика американского врача-нейрохирурга Глена Домана заключается в том, что, начиная с 3-6 месяцев, ребенку показывают карточки с изображениями предметов, цифр, букв, фруктов, животных, цветов. Родители показывают карточки быстро, в течение 1-2 секунд, и заканчивать показ надо прежде, чем ребенку это наскучит. Карточки Домана больших размеров, на белом фоне изображен 1 объект и его название.

Занятие с малышом необходимо проводить с улыбкой, четко произносить слова, изученные карточки Глена Домана можно постепенно убирать, заменяя их новыми. Подобное обучение позволяет карапузу быстро запомнить названия предметов и их написание, способствует развитию памяти. На карте с обратной стороны имеются факты и загадки для малыша. На сайте kiddyboom.ua представлены наборы карточек, выполненные из прочного картона, который обладает хорошими эксплуатационными характеристиками.

Игры Никитина

Великолепные интеллектуальные игры Никитина (по методике, основанной в 1960-1970-е годы) завоевали признание детей всех возрастов, их мам и пап. Игры обеспечивают развитие памяти, внимательности, воображения и пространственного мышления. Игровые наборы состоят из деревянных кубиков, из которых детишки могут сложить собственные композиции и узоры, восстановить изображения от простого к трудному.

Каждая игра Бориса Павловича Никитина — это совокупность заданий, которые ребенок решает с помощью деревянных кирпичиков, уголков, квадратов. Такая метода позволяет ребенку находить ответ в незнакомых задачах самостоятельно, создавать новое. Можно предлагать детям сложить узор, освоить понятие «дроби», построить модель одного цвета из кубиков.

Можно применять разнообразные методики раннего развития детей в Харькове, Киеве и других городах Украины, но следует помнить главное: Вашему чаду необходимо родительское внимание и любовь. Занимайтесь со своими карапузиками с удовольствием, развивайте их таланты, не ставя перед собой цели вырастить вундеркиндов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector