Uggaustralia-russia.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мастерская церковной вышивки Покров

Мастерская церковной вышивки «Покров»

Мастерская древнерусского шитья «Покров» Константино-Еленинского женского монастыря на Санкт-Петербургском подворье в храме Андрея Критского с 30 сентября начинает уроки по лицевому церковному шитью.

В программе обучения:

1 год обучения

Лицевое шитье, доличные швы: золотное и шелковое прикрепное шитье, восточные, древние и средневековые швы, косая стежка, годуновские, ярославские прикрепные швы. Иконописный рисунок. История шитья.

2 год обучения

Вышивка икон. Иконописный рисунок. Богословие шитых литургических предметов.

Курс монументальной вышивки

Обучение и практика вышивки плащаниц, хоругвей, облачений. Создание проекта, подбор материалов, участие в работе над монументальными произведениями.

Адрес проведения занятий: Рижский пр. д. 9, храм Андрея Критского, помещение мастерской «Покров».

Запись и справки по телефоны: 8 (911) 225-04-27.

ОНЛАЙН-КУРС ЛИЦЕВОГО ШИТЬЯ

Мастерская древнерусского шитья «Покров» Константино-Еленинского женского монастыря с 30 сентября начинает 2-х месячные онлайн-уроки по лицевому церковному шитью.

В программе обучения:

Золотное и шелковое прикрепное шитье. История древнерусского шитья.

Мастерская церковной вышивки «Покров» под руководством кандидата искусствоведения Веры Борисовны Казариной была создана в 1990 году по благословению протоиерея Николая Головкина (ныне архимандрит Нектарий), настоятеля храма Петра и Павла в Парголово.

Вера Борисовна рассказывает, что батюшке «пришла идея устроения золотошвейной мастерской, он предложил ее прихожанкам и попросил митрополита Алексия (Ридигера), впоследствии Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, написать сопроводительное письмо для группы в Пюхтицкий монастырь, чтобы нас пустили в вышивальную мастерскую». Вере Борисовне удалось попасть к игумении Варваре, настоятельнице Пюхтицкого женского монастыря, и получить «заветное благословение» на обучение вышиванию в мастерских монастыря. По возвращении из Пюхтиц начались первые самостоятельные работы.

Взялись за Лицевое шитье – это вышивка образов святых угодников Божиих. «Перед тобой чистая ткань, и вот начинают появляться глаза, брови, лик выступает из небытия и смотрит на тебя немного строго, но с любовью, и ты просто таешь в этой божественной благодати» — так передает Вера Борисовна переживание творческого момента при создании работ.

В вышивках мастерской используются разные приемы: шитье в раскол, прикреп, сажение жемчуга по бели и др. Вышивают по профессиональным прорисям. Вера Борисовна рассказывает, что она сама подбирает цветовую гамму, и если надо, то красит нити в тот цвет, который требуется, стараясь получить максимально близкий к желаемому оттенок.

Читайте так же:
Как называется воротник у китайских

Работа вышивальщиц – это работа коллективная. При этом каждая рукодельница должна положить свое индивидуальное мастерство на алтарь общего дела, чтобы умения и старания всех и каждого симфонично сочетались в изделии и звучали гимном хвалы Господу! Поэтому между сестрами складывается совершенно особый дух со-творчества, и общее дело созидает между ними любовь, терпение и прощение.

Какие работы были выполнены в первые годы существования мастерской Покров:

  • Первый заказ — покров на раку св. преп. Арсения Коневского, выполненный по прориси Татьяны Кругловой. Этот покров до сих пор лежит на раке.
  • Вышивка для Успенского подворья Оптиной пустыни — плащаница Спасителя. Это не простая вышивка, а с предстоящими святыми, копия с плащаницы XV века из Русского музея. Татьяна Круглова выполнила прорись после подробного изучения музейных альбомов.

Лики святых, лик Спасителя вышиты шелком, нимбы, крылья и гробница вышиты золотыми нитями в прикреп, а вот одежды сделаны аппликацией из парчи. Буквы тропаря на каймах и многочисленные звезды вышивала на машинке Галина Лужкова. «К Страстной неделе 1994 года мы все закончили и перед сдачей повезли показать о. Василию Ермакову на Серафимовское кладбище. Разворачиваем ее в приделе и от нее такой свет брызнул во все стороны! Батюшка выдохнул: жива Россия! Не было утешения больше этого», — так вспоминает Вера Борисовна подготовку к передаче изделия в храм Успения Пресвятой Богородицы на подворье Оптиной Пустыни в Петербурге. Отец Василий Ермаков духовно поддерживал мастерскую и всех вышивальщиц. «Его молитвами мы и состоялись, он поддерживал нас в трудное время, выносил из искушений как с поля боя на руках», — говорит Вера Борисовна.

Стремление к совершенствованию мастерства было потребностью и необходимостью рукодельниц. Руководитель мастерской, В. Б. Казарина, создала первые в городе курсы по церковной вышивке. Это был 1998 год, курсы были организованы при Центре духовного возрождения СПб. Потом был курс обучения в Академии постдипломного педагогического образования, который прошли все будущие мастерицы – костяк «Покрова». Большое влияние при обучении иконописному рисунку оказал на всех учащихся Заслуженный художник России Живаев Алексей Алексеевич, который научил относиться к своему творчеству именно как к мастерству, восходящему корнями к древнерусскому шитью. На курсах преподавали также историю вышивки.

Читайте так же:
Чем отстирать ручку шариковую с толстовки

Мастерская и ее руководитель ведут научную работу. Так в 2004 году силами мастерской «Покров» была организована первая в Санкт-Петербурге конференция по древнерусскому шитью и современной церковной вышивке. Впоследствии еще пять раз проводились конференции, объединившие вышивальщиц из России и ближнего зарубежья, искусствоведов, реставраторов и просто любителей древнерусского искусства. Материалы конференций публиковались в журнале "Покров", который издавался собственными силами до 2008 года.

В 2008 году мастерская «Покров» обрела уже теперь постоянное пристанище на подворье Константино-Еленинского женского монастыря в храме Св. преподобномученика Андрея Критского на Рижском проспекте.

В один из своих визитов в Санкт-Петербург Святейший Патриарх Кирилл посетил Храм Прпмч. Андрея Критского познакомился с выставкой работ мастерской.

Настоятельница монастыря матушка Илариона (Феоктистова) поддерживает творческий дух мастерской, вдохновляемый любовью, молитвой, постоянной заботой о мастерской.

Внешние успехи сопутствуют мастерской вместе с обретением постоянного пристанища — полным составом вступили в Союз художников, а два облачения, выполненные в мастерской, закупили у монастыря для своего собрания Музей истории религии.

Много работ выполнено специально для подворья Константино-Еленинского монастыря в Огоньках — Линтульского Свято-Троицкого собора, к освящению которого в скором времени готовятся в монастыре.

Сейчас в мастерской трудятся замечательные вышивальщицы, мастера своего дела: Аникина Ирина, Денисова Ирина, Жерлицина Вера, Иванова Алина, Казарина Вера, Казарина Елизавета, Коломийченко Ирина, Пенькова Елена, Самараковская Ирина, Скокова Светлана, Скрипкина Валентина, Сухарева Евгения, Трекущенко Марина, Трещинская Елена.

Мастерская «Убрус»

Незаконченная работа и инструменты.

Позднее обстоятельства изменились, и мастерской пришлось искать новое место. Переехали на Невский 60, да там и остались.

Следуя древнему обычаю, современные мастерицы не подписывают свои работы. Церковное шитье, как и иконопись, есть творчество литургическое. Это особый путь, и цель этого пути — единение с Богом, обретение духовной целостности и гармонии. Здесь важно не толькочто, но и как делается.

Для многих этот труд становится путем воцерковления. В мастерской находят друзей, единомышленников. Люди собираются вместе, чтобы внести свою лепту в украшение храмов. Так рождается рукотворное чудо — воплощенная молитва православных женщин, наших современниц.

С сайта мастерской

Что должны уметь вышивальщицы

Первое, чему учат новеньких, пришедших в Школу церковной вышивки, это рисовать. Без этого никак.

Читайте так же:
Multiblu джинсы чей бренд

Так разрабатывают рисунок для вышивки

Руководитель школы, Елена Катасонова, училась в своё время у иконописца Алексея Алексеевича Живаева. Он учил делать цветные макеты под вышивку, разбираться в иконописи, учил композиции и рисунку.

Полученные знания очень пригодились в будущем, когда Елена стала преподавать в школе лицевого шитья.

Мастерица должна уметь точно и правильно снять текстовые каймы, снимать прориси.

  • Нужно знать основы лицевого шитья, различные швы.
  • Разбираться в истории древнерусского шитья.
  • Уметь вышивать бисером и жемчугом.

С первых дней учащиеся привлекаются к работе в Мастерской. Главный принцип — творчество в рамках канона, ориентация на традиции древнерусского золотного и лицевого шитья. Все работы выполняются вручную натуральными материалами, по старинным технологиям. Такой труд требует особой сосредоточенности, аккуратности и внутренней собранности, ведь вещи, выходящие из рук вышивальщицы, будут участвовать в богослужении.

(с сайта ubrus.ru)

Школа церковного шитья

Постоянно действуют курсы «Орнаментальное шитье», для петербуржцев. Записаться могут все желающие.

В программе изучение техник орнаментального шитья: шитье шнурами, вышивка жемчугом, бисером, канителью, пайетками, шитье золотом по карте, по веревочке, мягкому настилу.

Богослужебное облачение, Убрус

Также изучаются техники золотного шитья «в прикреп», по форме и по счёту — всё это входит в основной курс. В рамках основного курса читаются лекции по истории и символике шитой утвари в храме.

В программу обучения входят также занятия по орнаментальному рисунку.

Объявление о курсах

Очень эффективно показали себя интернет-курсы, на которые уже так много желающих, что не все успевают записаться.

Журнал

Золотошвейная мастерская «Убрус» уже много лет выпускает свой журнал с одноимённым названием. Это журнал знают и любят все, кто интересуется искусством и историей золотного лицевого шитья России.

Один из выпусков журнала «Убрус»

В журнале подробно рассматриваются техники вышивки, искусствоведы рассказывают об истории древнерусскрго лицевого шитья. Также можно узнать о святынях и святых местах, получить информацию о выставках и о том, где купить необходимые материалы.

Читайте так же:
Как расширить джинсы для беременных Немного об одежде

Церковное облачение, расшитое в мастерской Убрус

Есть электоронный вариант журнала. В Санкт-Петербурге журнал можно приобрести в мастерской (Невский пр., 60), в Москве — в магазине «Троицкая книга» (отдел тканей). В другие города журнал рассылает интернет-магазин «Корвана».

Соборная работа

На сайте мастерской очень активно работает «блоговое общение». мастерицы из самых разных мест общаются и обмениваются опытом через сайт «Убруса».

У сообщества был очень интересный опыт. считается, что церковная вышивка, особенно когда вышивается большая вещь — это работа совместная, соборная. Но для этого надо находиться рядом.

И вот в сообществе решились на эксперимент. В «Убрусе» был разработан эскиз, выполнены прориси, которые затем вместе с необходимыми материалами разлетелись по всему свету — в вышивке принимали участие 6 мастериц из России, Украины и Чехии.

Епитрахиль, фрагмент №1, соборная работа Епитрахиль, фрагмент №2, соборная работа Епитрахиль, фрагмент №3, соборная работа Епитрахиль, фрагмент №4, соборная работа Епитрахиль, фрагмент №5, соборная работа Епитрахиль, фрагмент №6, соборная работа

Затем вышитые фрагменты собрались в Петербурге, и в итоге, родилась епитрахиль с изображением сербских святых, переданная впоследствии в сербский монастырь Хиландар на Афоне.

Что такое «Убрус»

Убрус — ткань, полотенце, на котором некогда отобразился лик Спасителя. Сирийский царь Авгар заболел проказой и, уверовав, что его спасёт Иисус, отправил художника, чтобы тот нарисовал Образ Спасителя и принёс для исцеления.

Иисус, не смотря на большое количество народа, подозвал художника и передал ему убрус, которым перед этим отёрся и на котором проявился его Лик, известный теперь как Спас Нерукотворный.

Елена Катасонова

Основатель и бессменный руководитель мастерской — Елена Катасонова.

Примерно в 1993 году, она увлеклась вышивкой и бисероплетением. Вышивать стала сразу иконы. Постепенно это увлечение стало профессией и частью жизни.

В то время, ещё советское, было слишком мало сведений о лицевом шитье, а именно оно увлекло Елену. Приходилось искать самой.

Ездила в Москву, ходила в библиотеки, знакомилась со знающими людьми. Постепенно, узнала достаточно, чтобы открыть своё дело.

Восстановленное искусство

Церковное шитьё, как, к сожалению многое из русских ремёсел, было почти погибшим и утраченным. его можно назвать — восстановленным искусством.

Восстанавливали его энтузиасты, разбирая имеющиеся образцы. Вера Казарина одна из них.

Современное искусство

Среди работ вышивальщиц нет одинаковых, несмотря на их кажущуюся на первый взгляд схожесть. Каждый раз — это новое решение с точки зрения цвета, материала и техники исполнения. Один из главных принципов мастерской — неукоснительное следование канонам, но это не подразумевает копирование древних святынь.

Читайте так же:
Рваные джинсы заделать дырки красиво

"Вещи, которые были созданы в XV веке и которым 500−600 лет, — это ткани и нитки, которые изменились уже в процессе своей жизни, они просто по-другому выглядят. Очень часто древние памятники кажутся нам таким красивыми, гармоничными по цвету, в сближенных тонах, а изначально цвета были очень яркими, но какими именно — мы не знаем. Мы живем в XXI веке, при другом свете, в окружении другого цвета — этих цветов никогда не было в древности. Мы живем в других условиях и делаем церковное искусство XXI века, современное, свое, и принципиально даже не ставим себе задачи делать копии или реконструкцию", — поясняет художница.

Помимо руководства мастерской, Елена занимается научными исследованиями по своей любимой теме. С 2003 года она издает журнал "Убрус", в котором публикует редкие статьи дореволюционного периода, материалы об истории древнерусского лицевого шитья и подробные разборы техник вышивки. В 2009 году она окончила магистратуру СПбГУ по специальности "Реставрация".

"Поступила в Русском музее в аспирантуру, но ее закрыли потом. Надо как-то заново сейчас все делать", — добавляет она.

А главная ее мечта — сохранить церковное шитье. Однако сейчас отделения вузов, где ему обучают, — скорее, единичное явление. Такие отделения есть в Московской духовной академии, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.

"Но очень редко кто после окончания этим занимается, так как здесь надо много продюсировать себя. У кого-то получается, но это надо иметь особый склад характера. Это невостребованно, особенно сейчас, с развитием компьютерных технологий", — отмечает Елена.

Но она все же надеется, что новое поколение мастеров подхватит ее эстафету: "Ученики у нас нашего возраста. Как там будет дальше? Мне кажется, это не должно умереть. Уж не знаю, каким неведомым путем, но это должно сохраниться. Это же так красиво!"

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector