Одежды монашествующих
Одежды монашествующих
Христиане с древнейших времен стремились выразить свою посвященность Богу, в числе прочего, и в одежде. Первые христиане носили скромные одежды, чуждые всякой роскоши. Их атрибутом был палий – простой длинный плащ, скрывавший фигуру. Он являлся символом смирения. Тертуллиан (III в. по Р.Х.) свидетельствовал, что язычники насмехались над христианами, говоря, что они сменили тогу (почетную одежду) на палий (одежду презренную). Священномученик Киприан Карфагенский писал о том, что христиане, особенно посвятившие себя Богу в подвиге девства, должны одеваться скромно, избегая малейшей роскоши и украшательства.
С формированием института монашества стали появляться специально монашеские одеяния. Изначально они были очень простыми и практичными: например, в монашеский плащ можно было завернуться во время сна и часто для пустынников он составлял единственную постель. Со временем символическое значение стало преобладать над практическим.
- Главная — новости
- Игумения
- Основатель
- История монастыря
- Введенский храм
- Святые
- Жизнь монастыря
- Монастырские послушания
- Сестринский хор
- Социальное служение
- Тюремное служение
- Фотогалерея
- Объявления
- Документы РПЦ
- Реквизиты
«Одежда спасения»
Швейное дело – традиционное занятие в монастырях. По Церковному преданию, Сама Богородица была искусной швеей, поэтому неудивительно, что ремесло это так полюбилось монахам. Наша обитель – не исключение. Одной из первых мастерских, которые появились во Введенском монастыре, была пошивочная. Монастырская семья быстро росла, сестры нуждались в монашеской одежде, поэтому швеям нужно было шить не только для церковных, но и для бытовых нужд. Когда в монастыре стало больше священников, сестры начали шить богослужебную одежду.
Сейчас, спустя 24 года со дня основания обители, в монастыре устроены три швейные мастерские. Первая мастерская – ризничная занимается пошивом священнических облачений: фелоней, подризников, епитрахилей, поручей, поясов, палиц, набедренников, а также церковных облачений на престол и жертвенник. Изготавливаются закладки для богослужебных книг и мешочки для просфор.
Во второй мастерской – пошивочной сестры изготавливают монашескую одежду: шьют мантии, власяницы, рясы, подрясники, пояса, камилавки, апостольники, платки. Также здесь изготавливают священнические рясы и подрясники. В вышивальной мастерской – вышивают параманы, закладки, воздухи.
Великий пост, по традиции, время совершения монашеских постригов. Для сестер, которые несут послушание в пошивочной мастерской – это самое «горячее время». Не удивительно, ведь для каждой постригаемой сестры необходимо подготовить полный набор облачений начиная от обуви до креста и четок.
Все части монашеского облачения имеют свою символику, по сути, одежда монаха – это одежда воина, воина Христова; подобно воину, идущему на поле битвы, каждый монах получает своего рода доспехи, которые помогут ему защититься от стрел невидимого врага.
Часто спрашивают: почему монашеские одежды черного цвета? На это святые отцы отвечают так: «Священнейший образ монашеский… называется также одеждою покаяния, как (образ жизни) скорбной, смиренной и самоуничиженной, не терпящей излишеств и чуждой всякого человеческого пристрастия, не только не увлекающейся никакими мирскими помыслами, и словами, и делами, но и отрешающейся, и бегущей от мирских забот… Потому-то и темны одежды монаха, что помнит он о смерти и о вечном плаче, живет не здешней жизнью, но жаждет иной — нетленной жизни, к которой и стремится усильно» (святитель Симеон Фессалоникийский). Есть еще такое объяснение черного цвета монашеских одежд: черный цвет – отсутствие цвета как такового, цвет вне цветового спектра, вне страсти, к покою в Боге стремятся иноки, «черницы», оставившие в этом мире все, в том числе и цвет.
В чине монашеского пострига каждая деталь монашеского облачения описывается как деталь воинского облачения, как одежда вневременной жизни и в тоже время, как одежда подвизающегося на пути духовного подвига.
Сначала постригаемого одевают во власяницу – «одежду добровольной нищеты, нестяжательности и терпения всяких скорбей и притеснений» — нижнюю длинную рубашку из грубого полотна или хитон. В древности власяница была цельнотканой из грубого верблюжьего волоса и при одевании причиняла иноку боль, напоминая о необходимости безропотного несения скорбей.
На власяницу надевается параман – четырехугольный плат с крестом и изображением орудий страдания Спасителя «в обручение ангельского образа, для непрестанной памяти о взятии на себя благого ига Христова, о ношении Его легкого бремени и для обуздания и связывания всех плотских похотей /…/ для постоянного воспоминания о страдании, уничижении, оплевании, поношении, ранах, заушений, распятии и смерти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, которые Он добровольно претерпел ради нас, чтобы и нам по мере сил стремиться в этом подражать Ему».
Затем следует подрясник – длинная одежда с рукавами – одежда не только монаха, инока, послушника, но и любого священника, в том числе и женатого (у последнего подрясник может быть синего, серого, коричневого, белого цвета).
Каждый носящий подрясник обязательно подпоясывается. У монаха особый пояс: высокий, несколько раз простроченный, с завязками сбоку. Препоясывание имеет особое значение – обуздание чресел, умерщвление тела, о чем и говорится в чине пострига: «препоясывает свои чресла силою истины для умерщвления тела и обновления духа и в непрестанное наблюдение за собою». По словам преподобного аввы Дорофея пояс – символ готовности к духовному деланию, к духовной борьбе – подобно тому, как прежде было не принято работать «спустя рукава», не засучив их, так и невозможно работать, подвизаться неопоясанным.
«Одеждой духовного веселия и радости, чтобы отвергать и побеждать все скорби и искушения, постигающие по действию бесов, плоти и мира, и всегда во Христе радоваться и веселиться» именуется в чине пострига ряса – одеяние с запахом, расширяющееся книзу, с длинными рукавами, закрывающими кончики пальцев рук.
Мантия – длинная накидка, «плащ» с 40 складками на спине и застежкой на вороте — называется «одеждой спасения и броней правды, чтобы уклоняться от всякой неправды и всеми силами отказываться от рассуждений собственного разума и от своевольных желаний, чтобы всегда размышлять о смерти, быть распятым для мира, мертвым для всякого злого дела и всегда живым для всякого ревностного служения Христу». Мантия полностью покрывает тело монаха, под мантией оказываются скрытыми и подрясник, и ряса, а сама длина мантии может значительно превышать рост постригаемого до 40 см. Развевающая за идущим монахом мантия напоминает крылья ангела – одна из причин того, что постриг именуется облечением в «ангельский образ».
Клобук именуется «шлемом спасения и непостыдной надежды», а апостольник для монахинь — «покрывало смирения и постоянного послушания, в знак духовного совершенствования, чтобы отвращать свои взоры и не видеть суеты».
Каждый постригаемый обувается в сандалии, «чтобы быть готовым благовествовать мир, быть ревностным и тщательным на всякое послушание и на всякое доброе дело».
Все иноки получают четки, крест и свечу; четки – «меч духовный», «который есть слово Божие», чтобы постоянно «пребывать в Иисусовой молитве, всегда иметь в своем уме, сердце и на устах имя Господа Иисуса Христа, непрестанно произнося: «Господи, Иисусе Христе, Сын Божий, помилуй меня грешного»; «щит веры — крест Христов», которым угашаются «разженные стрелы лукавого» по слову Спасителя: «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной» (Мф. 16; 24); свеча -напоминание о том, что «отныне своею чистою, добродетельною жизнью и благонравием, ты должен быть светом для мира, как и сказал Господь: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5; 16).
Постригаемых в великую схиму облачают в особые схимнические одежды – аналав (крестообразно расположенное на плечах монаха изображение креста, « чтобы следовать за Владыкой Христом, всегда помнить Ею добровольно перенесенные ради нас страдания и смерть и стараться усердно, насколько возможно, подражать Ему») и куколь (остроконечная шапочка, расшитая крестами, похожая на детский капор – символ детского незлобия: «куколь незлобия, шлем спасительной надежды для пребывания в молчании, в духовном размышлении и в тщательном к себе внимании»).