Uggaustralia-russia.ru

Мода и стиль
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как сшить генакер и спинакер

Геннакер

Геннакер (от слияния терминов англ.  genoa (sail) и англ.  spinnaker ) — (иногда называемый асимметричным спинакером, реже называемый блистером) в большинстве случаев может служить альтернативой спинакеру. Впервые появился в Австралии в 1980-х годах [1] . По площади геннакер больше генуи, но меньше спинакера. Геннакер — парус с высоким шкотовым углом, его галсовый угол крепится к палубе на носу яхты или бушприту. Такой парус хорошо работает в широком диапазоне курсов — от галфвинда до фордевинда.

В галфвинд геннакер настраивают так же, как геную. На попутных курсах его можно вынести на ветер с помощью спинакер-гика. Если спинакер-гик уже установлен, то можно прикрепить галсовый угол геннакера к брасу, шкотовый — к шкоту, завести брас на гик и управлять парусом, как спинакером [2] .

У современных геннакеров для прогулочных яхт передняя шкаторина обычно на 5-8% длиннее, чем расстояние от галсового до фалового угла, измеренное по прямой. Поэтому набить шкаторину втугую обычно не получается, что стоит яхте некоторой высоты хода – круче 80-90° она в таком случае не пойдет. Зато парус становится более округлым и широким. Это приводит к тому, что парус на полным курсах смещается на ветер (почти как спинакер) и его мякоть выходит из-за ветровой тени грота. Это повышает открытую потоку ветра площадь паруса, что позволяет на полных курсах (вплоть до 170°) нести его без гика или выстрела [3] .

Спинакер или генакер

У меня на закрутке штаг-пирс имеет два ликпаза. Наверное, именно с этой целью так сделано? Интересно, а поднимать два паруса надо одним фалом или придется ставить дополнительный фал?

А хорошо вся эта система тянет? На ваш взгляд, для меня имеет смысл все это затевать?

Спасибо вам за советы.

#102 fist mate

  • Из: St.Petersburg
  • Судно: Hallberg-Rassy 48
  • Название: AURORA

У меня на закрутке штаг-пирс имеет два ликпаза. Наверное, именно с этой целью так сделано? Интересно, а поднимать два паруса надо одним фалом или придется ставить дополнительный фал?

А хорошо вся эта система тянет? На ваш взгляд, для меня имеет смысл все это затевать?

Я делал это двумя фалами, одним два паруса замучаешься, но помоему коллега mkd писал, что видел генуи сшитые по передней шкаторине в один парус, тогда понятно — один фал. Тянет на пять и внимания требует не сравнимо меньше чем спинакер и стоять может при сильном ветре когда спинчь уже очень опасно и сложно нести. А два ликпаза сейчас на большинстве закруток.

Не знаю коллега, каждый, как известно, выбирает для себя .

#103 asmodey

BESTIA del mare

  • Из: СПб
  • Судно: JEANNEAU Eolia 25
  • Название: Bestia

Есть топовый 25футовик (из профиля). В комплекте нет ни спинакера ни геннакера. По документам на лодку она была укомплектована симметричным спинакером. Лодка вроде IORовская.

Встали перед выбором — что шить? Вводные — никакого бушприта однозначно ваять не будем, ходить будем по Балтике в круизном режиме, возможно участие в гонках выходного дня, опыт хождения со спинакером большой (на 36футовике), опыта хождения с геннакером нет никакого, ходить в одиночку будем врядли, скорее вдвоём-втроём.

Мнение уважаемой общественности?

#104 тарантул

  • Из: Москва
  • Судно: Dufour 40

Если хотите чистым фордаком ходить то симметрик.

С генакером фордак не катит, либо надо будет грот снимать. А так как ветер бывает либо в морду либо наоборот то решение за вами.

Что легче — труднее ставить убирать. По моим понятиям одинаково. Повороты вот — да с симметриком затруднительно

Короче решайте, куча факторов. есть железо под симметрик?

#105 asmodey

BESTIA del mare

  • Из: СПб
  • Судно: JEANNEAU Eolia 25
  • Название: Bestia

Проводка родная есть, лодку портить не придётся. Рангоут SELDEN, в каталоге подобрал гик. С этим проблем вообще нет, даже площадь спинча из документов понятна.

Меня больше интересует вопрос, эффективно ли на такой лодке БЕЗ БУШПРИТА будет работать генакер.

Повороты без бушприта, ИМХО, с генакером непросты будут. Не?

Своего мнения нет, поскольку все свои три десятка лет ходил со спинакером.

Сообщение отредактировал asmodey: 28 октября 2013 — 07:33

#106 тарантул

  • Из: Москва
  • Судно: Dufour 40

Я всего два раза ходил на симметрике с чулком (почти шутка). Ставил, убирал в одиночку на 40 футах. Теперь у меня генакер на закрутке (на кате 40 футов). На чистом фордаке не стоит а в остальном удобно. Но ощущения как от большой генуи

Если вы не ленивы как я то симметрик намного более универсальный парус для лодок такого класса. Как генакер вышел из глиссирующих лодок так там он и оправдан.

С генакером придется лавировку выполнять, а с симметриком диапазон курса практически любой

Сообщение отредактировал тарантул: 28 октября 2013 — 07:42

#107 тарантул

  • Из: Москва
  • Судно: Dufour 40

Да. Можно пошить генакер, попробовать. Если не пойдет — дерните его на гик и поймете что надо. Вы-ж написали не для гонок, обмер не нужен. Вариант. И пригодится всё равно. Они не так много места занимают

Сообщение отредактировал тарантул: 28 октября 2013 — 07:46

#108 asmodey

BESTIA del mare

  • Из: СПб
  • Судно: JEANNEAU Eolia 25
  • Название: Bestia

Да. Можно пошить генакер, попробовать. Если не пойдет — дерните его на гик и поймете что надо. Вы-ж написали не для гонок, обмер не нужен. Вариант. И пригодится всё равно. Они не так много места занимают

Читайте так же:
Как сшить блузу с открытым плечом

Спасибо, буду ещё слушать .

#109 тарантул

  • Из: Москва
  • Судно: Dufour 40

Ок!. Чуть добавлю. Все голосуют за генакер и симметрики сейчас не в моде. Но я могу сказать что генакер не оправдал мои ожидания. Генакер на закрутке. Мож обычный лучше — это не знаю.

Бушприт ЕСТЬ! А углы к ветру что под стакселем, что под геной почти одинаковые. На фордаке вариант один — бабочка, а она не допускает отклонений от курса.

Конечно повороты с длинными шкотами — это запишем в большой «+» и для больших лодок наверное генакер оправдан. А 25 футов пограничный размер. и не маленький вроде уже.

Мне тоже интересно что народ скажет

Сообщение отредактировал тарантул: 28 октября 2013 — 08:22

#110 2191

  • Из: Сталинград
  • Судно: СТ-25 Поларис
  • Название: Граф

Подниму тему.

Есть топовый 25футовик (из профиля). В комплекте нет ни спинакера ни геннакера. По документам на лодку она была укомплектована симметричным спинакером. Лодка вроде IORовская.

Встали перед выбором — что шить? Вводные — никакого бушприта однозначно ваять не будем, ходить будем по Балтике в круизном режиме, возможно участие в гонках выходного дня, опыт хождения со спинакером большой (на 36футовике), опыта хождения с геннакером нет никакого, ходить в одиночку будем врядли, скорее вдвоём-втроём.

Мнение уважаемой общественности?

ИМХО шейте спинакер, крой универсальный или «звезда», размер умеренный (площадь спинакера не более суммы площадей грот +генуя), достаточно плоский, чтоб его можно было носить от полного бейдевинда. И будет вам щястье.

#111 asmodey

BESTIA del mare

  • Из: СПб
  • Судно: JEANNEAU Eolia 25
  • Название: Bestia

ИМХО шейте спинакер, крой универсальный или «звезда», размер умеренный (площадь спинакера не более суммы площадей грот +генуя), достаточно плоский, чтоб его можно было носить от полного бейдевинда. И будет вам щястье.

Производитель при площади грота 10,50 и генуи №1 19,53 приводит площадь спинакера 43,30.

#112 БАР

  • Из: СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Производитель при площади грота 10,50 и генуи №1 19,53 приводит площадь спинакера 43,30.

Смотря что хотите иметь. Если спинакер чисто фордаковый и для полного бакштага — надо делать по максимуму. Если хотите универсальный, который можно носить до острого галфинда, то поплоще и и площадью поменьше.

Лучше иметь два.

#113 asmodey

BESTIA del mare

  • Из: СПб
  • Судно: JEANNEAU Eolia 25
  • Название: Bestia

Не думаю, что захочу на этой лодке в острый галфвинд ходить. Надо понимать зачем это делать вне гонки.

Что-то мне мой опыт подсказывает, что на ТОПОВОЙ лодке на этом курсе при ветре среднем и выше генуя стабильнее тащит с меньшими усилиями экипажа и той-же скоростью. Матчасть сохранится лучше.

А два спинакера- да, лучше . Сначала надо полняковый шить тогда.

Сообщение отредактировал asmodey: 28 октября 2013 — 09:59

#114 В. Мельников

  • Из: Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Подниму тему.

Есть топовый 25футовик (из профиля). В комплекте нет ни спинакера ни геннакера. По документам на лодку она была укомплектована симметричным спинакером. Лодка вроде IORовская.

Встали перед выбором — что шить? Вводные — никакого бушприта однозначно ваять не будем, ходить будем по Балтике в круизном режиме, возможно участие в гонках выходного дня, опыт хождения со спинакером большой (на 36футовике), опыта хождения с геннакером нет никакого, ходить в одиночку будем врядли, скорее вдвоём-втроём.

Мнение уважаемой общественности?

Если приходится выбирать, то берите симметричный. Причем, необязательно точно по размеру. Для катания подойдет и б/ушный близкий по размеру, его и самому можно подкорректировать под себя если захочется. Обойдется намного дешевле нового, а на работе никак не скажется. Радиальный, трирадиальный, с центральным швом — разницы большой нет, тут важнее качество ткани, чтобы не была сильно выношена и не впитывала воду. Ассимметричный особой радости не даст, если нести его без бушприта. А так будет еще один мешок с парусом в яхте без дела. Как-то я ходил в гонку с одним очень уважаемым яхтсменом на его большой яхте. Ветра почти не было чтобы раздуть стаксель и хотелось парус из спинакерной ткани, о чем я и сказал. На что капитан казал, что у них была генуя из спинакерной ткани, называли парус дармоедом, так как был совершенно бесполезным. Нужен был только чтобы сдвинуть яхту в штиль, а дальше и нормальная генуя работала. Слышал также мнение капитанов Питерских четвертьтонников, что спинакер должен быть универсальным вместо 3-4 специализированных, это чтобы не терять времени на смену в гонке.Это созвучно с мнением капитана, давно и успешно гоняющегося на Фарр 30, утверждающего, что ассимметричный нужен ну в очень узком диапазоне ветра и возни не стоит.

Из собственного опыта — симметричный показал себя более эффективным в гонке в любых условиях. С ассимметричным чаще бросает в брочинг (может, кто скажет почему?). Был момент в гонке, когда в штилевой ветер лавировали на фордаке, нагоняли вымпельный ветер и заметно уезжали. Несли симметричный а потом, после гонки проанализировав, подумалось, что именно тогда ассимметричный был бы более эффективным. Но результат и так был хорош — победили всех. В другой раз в гонке поломали спинакер-гик и заметно проигрывали на фордаке, приходилось идти галсами, ветер свежий.

Читайте так же:
Туника по косой сшить

Вот фотка, иллюстрирующая эффективность симметричного спинакера перед ассимметричным.

Under Spinnaker.jpg

Это мы перед финишем 300-мильной гонки, а позади видна яхта типа Shock 40, имеет самый быстрый балл на озере. Носит только асимметричный спинакер и нам должна привезти часов 5 на этой дистанции. А на деле.

Также удобно ставить спинакер из чулка — мы так ходили на предыдущем Хантере.

LO300-2010.jpg

На прогулке решил как-то поставить раздвижной спинакер-гик как бушприт, благо прогноз обещал галфинд на весь день. Но потом ветер усилился и отошел на фордак. Пришлось спинакер-гик завести но нормальному и нести ассимметричный как обычный. Хорошо, что до поворота не дошло. Жена спала, рулил автопилот, а у меня было занятие на все 70 миль перехода.

  1. Загрузить парус в чулок (чехол в виде рукава для упрощения постановки и уборки паруса). При первом использовании чулка делать это рекомендуется на берегу. Убедитесь, что парус и чулок нигде не перекручены. Проверьте парус, проведя руками по подшивкам паруса вдоль задней и передней шкаторин. Прикрепите к парусу шкоты.
  2. На воде, если необходимо, поменяйте курс на бакштаг, закрепите кису на фордеке.
  3. Если это еще не сделано, прикрепите шкоты к парусу. Убедитесь, что генакер-шкоты проведены снаружи от всех вант, стоек и стаховочных концов!
  4. Сверните стаксель
  5. Заложите шкентель галса на носовую утку (оставив конец, достаточный для того, чтобы галсовый угол паруса поднимался примерно на высоту вертлюга гика или на предварительно подобранную позицию)
  6. Раскройте кису с парусом
  7. Прикрепите фал и поднимите (чулок и) парус.
  8. Если Вы используете чулок, потяните вниз его управляющий линь. Чулок приподнимется, позволив начать настройку паруса. Это заставит парус наполняться и сдвигать чулок дальше к топу мачты. Постарайтесь сделать это быстро и плавно.
  9. Натягивайте шкот до тех пор, пока шкотовый угол паруса не окажется примерно напротив мачты.
  10. Подъем генакера на бакштаге производится проще всего. Если вы шли другим курсом, встаньте в бакштаг и продолжайте тянуть контрольный линь, чтобы поднять чулок. Если вы идете в фордевинд, парус может закрутиться вокруг штага и превратиться в бесформенную кипу парусины. С другой стороны, если вы идете в галфвинд или полный бейдевинд, парус может наполниться прежде, чем будет добран или прежде, чем экипаж будет к этому готов. Вы можете недосчитаться одного матроса на носу.
  11. С полностью поднятым чулком и наполненным парусом, туго натяните управляющий линь чулка, и закрепите его к утке на фордеке или мачте.

2016-05.jpg

Настройка паруса

Боковые курсы:

Диапазон применения:

  • Легкий ветер (от 8 до 10 узлов): Возможен вымпельный курс до 72 – 74 градусов
  • Свежий ветер (более 15 узлов): Возможен вымпельный курс до 170 – 175 градусов

Длина галса

Отрегулируйте длину галса до желаемой высоты галсового угла, если нет опыта, используйте в качестве ориентира высоту вертлюга гика (имеете в виду, что каждая яхта требует своей настройки) Чем ниже галсовый угол, тем плоской будет форма паруса На полном бейдевинде галсовый угол примерно на высоте вертлюга гика Чем выше галсовый угол, тем более полной будет форма паруса На бакштаге галсовый угол примерно на высоте носового релинга

Изгиб

Парус следует подбирать или потравливать так, чтобы на верхней трети передней шкаторины образовалась небольшая морщинка или изгиб. Если парус не заполаскивает, то он настроен как надо.

Избегайте перебора

Если вы перебрали генакер, это может вызвать “сдувание”, то есть обезветривание паруса. Если это случилось, просто потравите генакер, пока он не наполнится снова. Перебор генакера может быть причиной разбалансировки яхты, что делает управление ею очень трудным. (Единственное исключение из этого правила – в свежий ветре на полном бейдевинде, когда перебор генакера позволяет сбросить с паруса избыток ветра и обеспечить контроль над яхтой.) Не забудьте соответственно подстраивать грот и поддерживать плавную кривизну на передней шкаторине генакера. Если все паруса настроены правильно нагрузка на руле будет небольшой.

Фордевинд

Асимметричные паруса делаются для боковых курсов, поэтому идти с ними по ветру непросто. На этом курсе генакер зачастую оказывается в ветровой тени грота и опадает. Чтобы улучшить способность паруса идти по ветру поднимите повыше галсовый угол и потравите немного фал, чтобы позволить парус быть полнее. Тем самым вы одновременно позволяете парусу выйти наветер, освобождая его из ветровой тени грота.

Повороты

Поворот оверштаг:

НЕ ДЕЛАЙТЕ поворот оверштаг с генакером

Поворот фордевинд (безопасный способ):

Предположим, что парус наполнен и вы идете в полный бакштаг, просто давите парус чулком (или опускаете парус), делаете фордевинд под гротом и переносите генакер на другой борт яхты, затем открываете/поднимаете его снова на новом курсе и галсе. Убедитесь, что фал не закрутился вокруг штага. То есть, не забудьте посмотреть вверх! Если галс крепится к носу от штага, то парус обносится снаружи от штага. После того, как вы освоитесь с парусом, можете выполнить нормальный фордевинд без использования чулка. Он выполняется по-разному, в зависимости от того, как поставлен ваш парус.

Поворот фордевинд (идеальный случай):

Если галс проходит и крепится к носу от штаг-путенса – это идеальный случай. Одним быстрым движением травят натянутый (подветренный) шкот так, чтобы шкотовый угол пошел вперед к носу. Парус должен пройти между передней шкаториной и штагом, так что перемещение шкотового угла вперед позволяет команде приготовиться к выбиранию нового подветренного шкота. Это наиболее легко сделать, если вы увалитесь до фордевинда прямо перед поворотом, потому что в этот момент парус не будет особо загружен. Перебрасывайте грот и энергично и быстро выбирайте новый подветренный генакер-шкот. Генакер наполнится и начнет тянуть на новом курсе.

Читайте так же:
Как сшить корону золотой рыбке

Поворот фордевинд (другой способ):

Если галс проведен и крепится в корму от штаг-путенса, тогда фордевинд будет несколько сложнее вследствие того, что парус должен пройти вокруг яхты полностью перед штагом. Одним быстрым движением травите шкот и позволив парусу полоскаться перед яхтой, перекидываете грот. Поворот фордевинд сделан, остается энергично и быстро подобрать новый подветренный шкот, чтобы настроить парус на новом галсе и курсе. Помните, что в этот момент лучше слегка недобрать парус, чем перебрать его и вызвать срыв потока.

Упростить порядок можно, например, следующим образом:

  1. Увалитесь на фордевинд и начните делать первую стадию поворота «дип пул», то есть, по-русски, возьмите спинакер на брассы, притянув брассоловки на максимум и отстегните спинакер гик.
  2. Неся спинакер без гика, заведите спинакер — гик на штормовой спинакер.

После этого можно поднимать геную (внутри!) основного спинакера и приводиться.
В этой ситуации позволю себе напомнить, что перед проведением такой операции следует дважды проверить проводку брассов и фалов, что бы избежать сложных ситуаций.

А если вы упустили время, когда постановка штормового спинакера «слоем» уже невозможно, действуйте по другому плану:

  1. Убирайте основной спинакер как обычно, прикрыв его генуей
  2. Опустите генную на бак и заведите брассы и фал на его углы, как будто это спинакер.
  3. Поднимите штормовой спинакер.

В заключении, хочу добавить, что повороты с таким спинакером чрезвычайно сложны. По сути дела – это асимметричный спинакер, стоящий не на бушприте или на «дельфине» а на спинакер – гике. Что бы сделать полноценный поворот, если уж вы опытная команда, то при постановке такого спинакера следует вместо шкотового брасса спинакера сразу завести генакерную пару шкотов на шкотовый угол генуи. Разумеется, с обносом штага. Тогда при поворотах спинакер гик нужно будет переставлять как при повороте со спинакером (лучше способом «дип пул»), а шкотовый угол переводить, как при повороте под геннакером (ассиметричным спинакером).

Смирнов Олег

Записаться в учебную группу к Олегу Смирнову можно здесь:

радио оператор

Мы ответим вам через в ближайшие минуты!

Первый способ постановки спинакера

Итак, спинакер где устанавливают? Первый способ — от штага. Сначала выносят мешок со сложенным парусом на бак перед штагом и закрепляют его на палубе. Потом крепят фал, брас и шкот за соответствующие углы паруса, торчащие из мешка. Следят, чтобы эти элементы крепежа не запутались с другими снастями. Один из ноков спинакер-гика посредством оковки «клюва» прикрепляют к бугелю на мачте и выстреливают с наветренной стороны впереди вант. К другому ноку гика крепят брас или кренгельс галсового угла паруса с закрепленным в его клюве брасом. Если есть оттяжка и топенант, то их тоже крепят к спинакер-гику. После этой подготовки по команде «Ставить спинакер!» один матрос быстро выбирает и крепит спинакер-фал, другой матрос, находясь на баке, удерживает парус при подъеме, предотвращая его преждевременное раскрытие и сброс на воду. Одновременно он расправляет боковые шкаторины. После полного вытягивания спинакер-фала устанавливают спинакер-гик горизонтально, используя оттяжку и топенант. Одновременно выбирают брас и шкот, помогая парусу наполниться ветром.

что такое спинакер на яхте

Домашняя яхт-верфь.

IMG_4704

Пословицу «лучшее враг хорошего» по жизни я проверял многократно. Наш народ пассионарен и стремится все улучшить, но далеко не все этому поддается. Некоторые «улучшают» мои многокорпусники, а потом ломают голову, чей же «совет», которому они следовали, все испортил? Слово «геннакер» само по себе дает возможность представить геометрическую форму данного типа паруса. В нем, по сути, совмещены «генуя» и «спинакер». Находясь под влиянием современных тенденций, мне не сразу вспомнилось, что ранее – в сороковых годах – был такой парус «балун». Это огромный треугольный, легкий и довольно «пузатый» передний парус, изготовленный из специального шелка. Доступен он был далеко не всем и носился в слабые ветра, теперь его, естественно. подзабыли из-за его дороговизны.

Появление синтетических тканей с различными характеристиками дало новый толчок развитию парусного вооружения и методам его использования. В жаргоне яхтсменов появилось слово «гардероб», свидетельствующее о многообразии парусов с различной геометрией, используемых сообразно погодным и другим условиям.

Геннакер я прежде видел только на иностранных картинках и как-то пришел к парусному закройщику и рассказал ему о своих представлениях и способах использования этого паруса. Он постарался вникнуть в идеологию и сказал, что не стоит, пожалуй, следовать на данный момент «модному крою», а для понимания процесса лучше парус сшить из полотнищ, с помощью которых можно надежнее контролировать форму – мне пришлось согласиться. В следующее свое посещение я увидел изготовленную из бумаги модель – она соответствовала моим представлениям. Начались крой и изготовление паруса.

Чтобы носить этот виденный мной только на картинках парус, был изготовлен «геннакер-выстрел». В чем разница с бушпритом? Бушприт — это рангоутное дерево, жестко соединенное с корпусом и подкрепленное сложной системой стоячего такелажа. Выстрел используется для временных нужд: швартовка шлюпок на стоянке, проведение тех или иных работ за бортом. Раскрепляется временным такелажем, которым регулируются вертикальные и горизонтальные углы его установки по надобности.

Читайте так же:
Какого размера покупать боди для новорожденного

Коренной конец «геннакер-выстрела» снабжен вертлюгом, который крепится к штаг — путенсу. На 15% длины выстрела от нока устанавливается оковка, к которой снизу крепится ватерштаг, лучше жесткий, чтобы при снятии нагрузки сверху нок выстрела не падал вниз. В верней части этой оковки крепится закрутка генуи или ее галс. Слева и справа крепятся ватер-ванты, которые проходят через шкивы на концах поперечных балок в кокпит на кулачковые стопора. С их помощью геннакер-выстрел поворачивается влево или вправо на требуемый угол.

001

На ноке геннакер-выстрела крепится блок для центрального галса и блочок для булиня. На конце центрально галса геннакера находится мощный карабин, от которого идут левый и правый галсы. проведенные через блоки в носу левого и правого поплавков в кокпит на рычажные стопора так, чтобы в случае надобности их можно было бы подбить лебедками. В нерабочем состоянии карабин зацепляется за релинг, а в рабочем – за галсовый кренгельс геннакера. С помощью этих снастей галсовый угол этого паруса можно выставить в любое требуемое место.

Задняя шкаторина изготовлена с большим «горбом», через нее проходит булинь, закрепленный у шкотового угла, а вверху через шкив у фалового угла проходит по передней шкаторине, выходя у галсового угла, и через несколько блочков вдоль выстрела направляется в кокпит на клиновой стопор. Таким образом, булинем можно управлять в любом положении геннакера.

Вышеописанная проводка бегучего такелажа, управляющего геннакером, изображена на рис. 1 (вид сверху) в положении галфвинд левого галса.

Как управлять геннакером?

При всей кажущейся на первый взгляд сложности оснастки она дает возможность управлять всеми парусами, включая геннакер, одним человеком. А вот поставить геннакер и убрать в то время до внедрения «колбасы» одному было невозможно.

На чистом галфвинде галсовые углы геннакера и генуи (при ее наличии и если она не мешает работе геннакера) находятся на диаметрально поставленном выстреле; «играя» положением галсового угла геннакера, можно добиться максимального эффекта тяги или, наоборот, разочароваться от невозможности этого добиться. Надо также управлять и шкотовым углом,

для чего на шкоте иногда надо было задействовать до двух оттяжек (блоки на шкоте со стропками, с помощью которых регулируется направление натяжения шкота).

Если с чистого галфвинда приходится уваливаться и переходить на полный галфвинд, бакштаг или в худшем случае на фордевинд, то, перемещая нок выстрела на ветер и подбирая наветренный галс, потравливая центральный галс, выносим галсовый угол геннакера на ветер, соответственно настраивая шкот. В этом случае уже можно « поиграть» с булинем (рис. 2). При переходе на острый галфвинд и далее до острого бейдевинда в меру потравливаются наветренная ватер — ванта и наветренный галс.

002

Чем острее курс, тем больше под ветер сносится нок выстрела и галсовый угол геннакера. При самом остром бейдевинде галсовый угол геннакера доходит до носа подветренного поплавка, и начинает работать даже подветренный галс – основная нагрузка ложится на центральный галс, а наветренный уже как бы и не нужен… шкотовый угол переходит траверс кокпита к корме. По обстоятельствам могут быть убраны неработающие передние паруса (рис. 3).

Роль геннакер-выстрела — это не только вынос паруса вперед, но и перенос и снятие нагрузки от тяги геннакера с носа поплавков, уменьшая их скручивание, и снос галсовых углов генуи и геннакера под ветер, что способствует ходу острее к ветру. Этот прием успешно используют виндсефингисты. На тримаранах можно в некоторых пределах и мачту наклонить на ветер с этой же целью, что и делается на «сверхгоночных» судах.

Шкоты левого и правого бортов проведены без стопоров через блоки на корме прямо на лебедки в кокпите, так как с ними желательно работать постоянно. На некоторых полных и острых курсах генуя и стаксель перестают работать, тогда их приходится убирать. И наоборот, иногда они так взаимодействуют друг с другом, что нарушение установки одного из них резко ухудшает работу всей системы.

Описываемый выше парус эффективно тянул в безветрие – кто ходил на буерах, тот знает, что можно, сумев поймать случайный слабый поток ветра, который «засосет», обеспечить устойчивое движение, хотя соседи будут дрейфовать с обвисшими парусами. Иногда ход в безветрие доходил до 6–7 уз, при этом задняя «горбатая» шкаторина колыхалась с довольно длинным периодом, но с хлопком такой силы, что заглушал речь.

Для себя я говорю, что этот геннакер создавал «реактивную силу», которая и толкала лодку, а, поскольку штатный стаксель и грот взаимодействовали исправно, то система работала. Около штевня возникал внушительный бурун, а за кормой соответствующая кильватерная струя, радующая душу. Со стоящих лодок, когда мы шли в пределах слышимости, иногда, шутя, кричали: «Выруби мотор!». С подобранным булинем на полных курсах никакого трепыхания не наблюдалось, парус имел привычную форму.

003

Три раза на борту у меня были начинающие гонщики – молодые люди, которые любили и умели играть настройкой парусов. После быстрого освоения проводкой и назначением снастей они на любых курсах разгоняли лодку так, что паруса стояли в положении острого бейдевинда. Особенно меня умилило хождение в бакштаг с большой скоростью, когда паруса стоят на бейдевинд. Сам я так и не научился ходить в бакштаг. Многокорпусник всегда должен обгонять ветер, и тут «пузатые» паруса просто неуместны.

Читайте так же:
Как сшить шорты для куклы схема

Однако другие «опытные плаватели» говорили: «Спинакер у тебя слишком плоский». И вот под влиянием «общественного мнения» и личного дискомфорта от «хлопанья» на острых курсах я вновь обратился к закройщику с просьбой переделать заднюю шкаторину. Он парировал: «Если парус хорошо тянет, то зачем его ущемлять»? Я не внял мудрому совету и настоял на переделке. После согласований «за» и «против» парус был «улучшен», но он перестал «тянуть» на остром бейдевинде, да и на всех курсах его эффективность упала, хотя он стоял красиво, «как пасхальное яйцо».

Прежний геннакер имел открытую заднюю шкаторину, которая именно на острых углах «сбрасывала» излишний воздух, а не закрывала его естественное движение. Задняя же «закрытая» шкаторина обычно тормозит, что и получилось в переделанном варианте. Помыкавшись с «красотой», я понял, что парусный закройщик, к которому я обратился, – Мастер. После он мне делал паруса по моим проектам, и они всегда работали отлично! Компьютер только помогал его замыслам, а не диктовал раскрой, как мне приходилось слышать от некоторых яхтсменов, которые «по программам», случалось, шили криво.

Мне вспомнилось, как в 1959 г. мы с товарищем строили швертботы «Колибри» («КиЯ» №1), предшественников современного виндсерфера. Мой товарищ, как всегда аккуратно, сшил парус для своей лодки, а я, не имея времени и возможности приобрести подходящую ткань, сшил из чего попало («зигзага» тогда у нас не было). Парус получился неопрятный, с масляными пятнами и дырками, из разносортной ткани от подматрасников.

004

Пока я готовился шить, мне товарищ давал ходить с его парусом, которым я продолжал пользоваться, и когда у меня появился свой, непрезентабельной внешности. Как-то мы собрались на Разливе одновременно и, естественно, решили «погоняться». Моя лодка со старта на любых курсах и силе ветра на глазах уходила… После «исследованиий» мы пришли к выводу, что дело в парусе, но в чем именно? То ли в его складках, то ли в его дырах. А, может быть, все дело в масляном пятне?

Резюме: вместо того, чтобы портить рабочий геннакер, надо было просто сшить другой и тщательно его исследовать!

Работа с парусом

У нынешних геннакеров для круизных суперяхт передняя часть шкаторины, как правило, на пять-восемь процентов больше, нежели дистанция от фалового и галсового угла. В связи с этим прибить канат вплотную не получится, а это стоит лодке определенной высоты – круче восемьдесят-девяносто градусов она не пойдет. Однако парус приобретает округлость и становится обширным. Это становится отправной точкой для того, что стаксель при полном галсе немного смещается в сторону ветра, таким образом его мягкая сторона выходит из-под тени грота. Это существенно увеличивает площадь паруса к открытому ветровому потоку, что предоставляет возможность идти на полных курсах без наличия гика.

Аналогичное поведение стакселя можно усилить за счет незначительного протравливания геннакер-фала. Максимальный эффект будет получен благодаря стравливанию фала на 2-3 процента от длины передней части шкаторины. От таких манипуляций передняя шкаторина приобретает округлую форму и лучше выходит на ветер. Вместе с тем, поведение паруса становится очень беспокойным и не таким стабильным, ввиду чего ним управлять нужно будет крайне внимательно.

Всего несколько тросов необходимо для легкого и комфортного управления стакселем. Это свидетельствует о том, что можно справиться даже самому.

При наличии установленного галсового угла геннакер существенно лидирует благодаря легкости пилотирования. Если протравить и позабыть про оттяжку, то в случае совершения поворота появляется возможность регулирования парусом с применением определенного количества шкотов. Таким образом, галсовый угол нужно обязательно вынести немного вперед от штага, как это выполняется фактически на круизных суперяхтах. Ввиду этого, при совершении поворота необходимо отдавать заветренный трос и максимально быстро выбрать бизань-шкот на новеньком галсе. В противном случае возникнет риск обронить трос в воду, который попадет под морское судно. В данном случае иногда помогает только отдача стаксель-шкота с брашпиля. Ввиду этого, пневморедуктор мотора перед свершением поворота под воздействием геннакера должен обязательно быть выставлен на задний ход. Если этого не сделать, то возникнет колоссальный риск сматывания троса на винтовую часть судна. Геннакер, оснащенный закруткой, порой нужно скручивать перед тем, как совершить поворот и затем разворачивать его на новеньком галсе, что иногда оказывается значительно легче. По завершении поворота необходимо выбрать оттяжку.

При максимальном ходе при ветровых порывах шкот должен обязательно быть протравлен, чтобы дать возможность паруснику уйти по ветру. Стоит отметить, что в данном случае угол поднимается вверх. Это послужит открытию задней части шкаторины и минимизации тянущей силы парусника.

Таким образом, оптимальный профиль стакселя может достигаться за счет оттяжки. Она являет собой оснащение, которое отведено за бризань-шкот при помощи пневмоблока и точки, расположенной по центру суперяхты, идет в кормовую зону на стопор. В определенном состоянии такая оттяжка способна натягивать шкотовый угол стакселя, который находится рядом с палубой, тем самым прикрывая шкаторину, расположенную сзади.

Подводя итог, можно отметить, что неопытным яхтсменам лучше всего будет отказаться от оттяжки, поскольку ее нужно будет протравливать каждый раз. Иначе профиль паруса будет очень закрытым, что послужит созданию тормозящего и уваливающего момента.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector