Церковь Смоленской иконы Божией Матери, деревня Оковцы
Чудеса в пределах Оковецких
24 июля 2019 г. прихожане нашего храма />
приняли участие в прославлении Ржевской (Оковецкой) иконы Божией Матери в Спасо-Преображенском скиту на Оковецком источнике. Божественную литургию при большом стечении прихожан возглавил настоятель Нило-Столобенской пустыни архимандрит АРКАДИЙ (Губанов) в сослужении духовенства епархии и Осташковского благочиния. После Литургии прошёл крестный ход и освящение источника.
Поделиться:
Катавасия в Тверской митрополии
На прошлой неделе много поводов для обсуждения давала церковная политика внутри Тверской митрополии. Многие считают эти события какими-то «поповскими делами», в которые нечего соваться мирскому человеку, пусть даже считающему себя православным. Но миряне – это такая же церковь и имеют право знать, куда и почему отправляют их пастырей.
- митрополит Виктор
митрополит Савва
Митрополит Тверской и Кашинский Савва (Михеев) получил от своего предшественника митрополита Виктора (Олейника) непростой коллектив. В 1990-е годы, когда священников очень не хватало, а люди искали новые смыслы жизни, рукополагали быстро и без разбора. Был рокер, депутат или журналист – стал священник. Люди-то все замечательные, но руководить ими сложно.
Открытость нового митрополита, а также то, что многие из передвигаемого с места на место духовенства тоже являются популярными пользователями соцсетей, создает новую реальность. Митрополит Виктор сидел в епархиальном управлении и общался только с приближенными, а после нагоняев на епархиальных советах о подробностях узнавали только близкие тех, кому не повезло. Сегодня о подводных течениях тверской епархиальной политики спорят в блоге о. Андрея Кураева , сливаются целые записи с совещаний по видеоконференции на платформе Zoom. Новая прозрачность накрыла всех, и Тверскую митрополию в том числе.
Батюшки из «Фейсбука»
Когда митрополит Савва, активный пользователь «Фейсбука», появился на тверской земле, он стал продвигать батюшек, активно пользующихся соцсетями. Они становились настоятелями храмов, возглавляли епархиальные отделы и так далее. Но через некоторое время стало ясно, что активность в соцсетях не всегда равна деловым качествам. После февральских «церковнославянских войн» (мы подробно писали о митингах на паперти кафедрального Воскресенского собора), судя по всему, митрополит решил кардинально пересмотреть свою кадровую политику. Он долго думал, но недели две назад начал выдавать указ за указом.
В начале июля протоиерея Георгия Белодурова внезапно причислили к братии Николо-Малицкого монастыря. Отец Георгий , один из активных участников перестроечных процессов, состоявший тогда в движении «Социальная инициатива», сейчас придерживается очень консервативных позиций. В частности, он сильно осуждал попытки провести в феврале в Воскресенском соборе богослужение на русском языке. Кроме того, отец Георгий – популярный блогер еще со времен «Живого журнала».
В прошлом году отец Георгий овдовел. Конечно, каноны, по которым вдовым священникам положено отправляться в монастырь, уже давно стали архаикой. Но батюшка очень любит Афон, часто там бывает, написал про Афон книгу. А в Николо-Малице служба совершается по афонскому чину и храмы прямо как в Греции . Восстанавливать средневековый Никитский храм в Затверечье, настоятелем которого был поставлен отец Георгий Белодуров , – занятие довольно тяжелое для человека слабого здоровьем… Возможно, митрополит руководствовался только желанием помочь отцу Георгию , отправляя его в монастырь без его желания. А получился скандал.
«модный батюшка» Вячеслав Баскаков
Своего рода уравновешиванием этого скандала стало причисление к братии другого монастыря, старицкого Свято-Успенского, еще одного популярного священника-блогера, с другого, либерального фланга. Отец Вячеслав Баскаков как раз служит на русском в храме Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при медицинском центре имени Аваева. В интернете он известен как «модный батюшка». Наместник старицкого монастыря игумен Паисий (Новоженов) опубликовал дружеский шарж на нового собрата и приветственное стихотворение:
Ликует сегодня успенская братия,
И во обители радостный звон.
Пришел к нам пешком,
не примчался на катере,
Смиренный – бессребреник он!
Ученый историк, священник достойный
Писатель, мыслитель приписан в обитель,
Отец дорогой наш Луи и Виттон!
Отец Паисий – очень добрый и светлый человек. Надеемся, отцу Вячеславу будет под его началом хорошо. Тем более, что он продолжит служить в аваевском храме.
За нецензурную брань – из настоятелей в чтецы
- о. Николай Алексеев
о. Кирилл Алексеев
Еще одна сенсация – опала известной тверской священнической семьи. Цитируем указ митрополита:
«Протоиерей Николай Алексеев на основании 56 Апостольского правила запрещен в служении без права преподания благословения и ношения креста до принесения покаяния сроком на шесть месяцев в связи с неподобающим и несовместимым с пастырским званием поведением, выразившемся в неприязненном отношении к собратьям священнослужителям, нецензурной брани в их адрес. Ввиду запрещения протоиерей Николай Алексеев освобожден от должности настоятеля церкви святителя Василия Великого г. Торжка и назначен на должность чтеца указанного храма.
Иерей Кирилл Алексеев на основании 56 Апостольского правила запрещен в служении без права преподания благословения и ношения креста до принесения покаяния сроком на шесть месяцев в связи с неподобающим и несовместимым с пастырским званием поведением, выразившемся в неприязненном отношении к собратьям священнослужителям, нецензурной брани и угрозах в их адрес. Ввиду запрещения иерей Кирилл Алексеев назначен на должность чтеца Воскресенского кафедрального собора г. Твери ».
Это тоже эхо февральских «церковнославянских войн». Насколько нам известно, нецензурной бранью достопочтенные отцы разразились в адрес
о. Дмитрия Каспарова , который пытался утихомирить митинг на паперти Воскресенского собора. Отец Николай Алексеев – влиятельная фигура, служил в Смоленске с будущим патриархом Кириллом . Его сын Кирилл , назначенный уже при Савве настоятелем храма Александра Невского у вокзала, окормлял бывших спортсменов, крепких мужиков ультраконсервативных взглядов.
Архимандриты и игуменьи в опале, а Тверь меняется с Кашином
- о. Борис (Тулупов)
м. Евпраксия (Инбер)
Ниспровержением основ можно считать еще один «прошлонедельный» указ митрополита: «Секретарь Тверской епархии, настоятель Николаевского Малицкого мужского монастыря игумен Борис (Тулупов) назначен на должность благочинного монастырей и подворий Тверской и Кашинской епархии; архимандрит Аркадий (Губанов), наместник Нило-Столобенской пустыни, освобожден от должности благочинного монастырей и подворий Тверской и Кашинской епархии». Тут уже чисто административные перестановки. Отца Аркадия уже давно вывели из епархиального совета, слишком много влияния и денег он сосредоточил в своих руках. Кстати, на прошлой неделе репрессиям подвергнута и влиятельная игуменья Оршинского Вознесенского монастыря Евпраксия (Инбер). Год назад Савва назначил ее председателем финансовой службы Тверской епархии. Видать, в чем-то матушка проштрафилась.
- Воскресенский кафедральный собор Твери
Вознесенский собор Кашина
Протоиерей Дмитрий Кунченко назначен настоятелем Воскресенского кафедрального собора Твери и освобожден от должностей благочинного Кашинского церковного округа, настоятеля Вознесенского собора Кашина. Наверное, отцу Дмитрию , который давно и прочно обосновался в Кашине, будет сложно ездить в Тверь на каждодневные службы в огромном кафедральном соборе, где по будням присутствуют три человека прихожан (а еще ломать голову, на какие деньги отапливать эту громаду и платить зарплату всему штату собора).
- о. Александр Любавин
храм в Верхней Троице
Но видимо, гораздо больше расстроен протоиерей Александр Любавин , который после приезда владыки Саввы в Тверь был его правой рукой. Он назначен настоятелем храма в селе Верхняя Троица Кашинского района и освобожден от должности настоятеля тверского Воскресенского кафедрального собора и всех других послушаний. В чем провинился Любавин , остается только догадываться.
Был ряд и других кадровых перестановок, которые сложно анализировать.
В старину священники служили в одной и той же церкви пожизненно, других на их место назначали, только когда они умирали. Но видимо, наша церковная жизнь за
30 лет ее восстановления еще не устоялась. Митрополит Савва пригляделся и решил перетрясти кадры.
Катавасия в переводе с греческого означает смешение, когда певцы двух хоров сходили с места и собирались в центре храма. Вот своего рода катавасию и наблюдаем мы сегодня в Тверской митрополии.
Преподобный Александр Ошевенский. Иконы
Иконописные изображения преподобного Александра Ошевенского были особенно распространены на Русском Севере, в надписях на них святой нередко именуется «Каргопольским чудотворцем». Одно из ранних изображений — в деисусном чине конца XVI в. Устойчивым иконографическим изводом является изображение Александра Ошевенского на фоне основанной им обители в молении Спасу в облачном сегменте, в левой руке святого — развернутый свиток, на голове схимнический куколь, борода темная.
На пядничных иконах 2-й пол. XVII в., 1-й пол. XVIII в. преподобный представлен стоящим внутри или около монастыря — очевидно, воспроизведен вид обители в XVII в.: 2 деревянные шатровые церкви, колокольня и другие постройки; на иконе начала XVIII в. в одной из церквей изображена открытая рака с мощами Александра Ошевенского.
Во 2-й пол. XVII в. на основе подобных изображений выполнена гравюрная доска. Данный иконографический извод сохранялся и в более позднее время, например, на иконе 2-й трети XIX в., где монастырь изображен каменным, с пятиглавым собором и надвратной церковью. На иконе «Воскресение — Сошествие во ад, с избранными святыми» 2-й пол. XVII в., иконах с избранными святыми посл. трети XVII в. и XVII в. где Александр Ошевенский изображен с преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими, его облик соответствует описанию в иконописных подлинниках: «Брада черна, подоле мало Никодима Кожеозерскаго, надседа. Инде сед, брадою аки Сергий и власы главныя черны, ризы преподобническия, в схиме, руки молебны» [3].
Известна икона Александра Ошевенского с 16 клеймами жития 2-й пол. XVII в. из г. Кемь, в среднике которой преподобный со свитком в руке предстоит Богородице вместе со святителем Николой; состав клейм восходит к житию Александра Ошевенского 1567 г.: явление Пресвятой Богородицы и преподобного Кирилла Белозерского матери святого; поступление Алексея в Кирилло-Белозерский монастырь и иноческий постриг; основание новой обители; погребение родителей; преставление и посмертные чудеса святого (видение старца Герасима — святой закрывает мантией шатер храма во время пожара; исцеление немого и другие); история составления жития Александра Ошевенского иноком Феодосием.
На иконе поморских писем 1-й пол. XIX в. преподобный Александр представлен в рост, в мантии и куколе, с развернутым свитком.
Источники:
[1] РГБ. № 276. Л. 152 – 152 об.
[2] РГБ. № 276. Л. 156.
[3] БАН. № 66. Л. 98 об.