Uggaustralia-russia.ru

Мода и стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сколько стоило детство в СССР: 12 ярких фото из прошлого

Сегодня такую ситуацию – вам дают бесплатную квартиру от завода или учреждения – сложно представить. Но наших бабушек с дедушками это совсем не удивляло. Разумеется, существовали жилищные кооперативы и неофициальная покупка квартир, но это был удел избранных. В общей своей массе советские люди жилье именно получали. Конечно, квадратные метры не раздавали просто так всем желающим – крышу над головой можно было заслужить долгим и добросовестным трудом на своем предприятии.

Вот что пишет социолог Андрей Громов в книге «Мы, наши дети и внуки»: «Квартиры давали не просто так и не всем. Очередь на квартиру могла идти годами (в Москве часто было больше 5 лет) и жестко по нормативам квадратных метров. То есть на очередь ставили, только если на человека приходилось меньше 5 кв. м, а новую квартиру давали из расчета 10-12 кв. м на человека». Не слишком просторно не только по современным меркам.

Получалось, что люди, десятилетиями работающие на одном и том же месте ради квартиры, могли запросто «не уложиться» в детородный возраст. Представители старшего поколения вспоминают, что из роддома их привозили в общежитие, коммуналку, барак, и лишь много времени спустя их родители получили свое жилье. Еще сложней приходилось многодетным семьям – квартир более 90 кв. метров у нас почти не строили, и, несмотря на все льготы, в лучшем случае такая семья получала большую квартиру в новостройке, в которой все равно было тесно.

Но отсутствие собственного «угла» при решении вопроса о том, рожать или не рожать, не было таким весомым фактором, как в наши дни, ведь люди знали, что если честно и упорно трудиться, то рано или поздно получишь квартиру, в которой будет жить твой ребенок.

Плата за коммунальные услуги в СССР была и вправду копеечной, абсолютно не обременительной для среднестатистической семьи. Например, в начале 80-х годов прошлого века ежемесячная квартплата за благоустроенную «трешку» в столице составляла 10-12 руб. в целом. В частности: телефонная связь – 2,5 руб. в месяц, электроэнергия – 4 коп. за 1 кВт, общедомовая телевизионная антенна – 25 коп. и т.п. Кстати, настолько же незначительны были и расценки на транспортные услуги (кроме авиабилетов).

Сейчас, когда «коммуналка» запросто может «съедать» львиную долю семейного бюджета, эти цифры кажутся фантастикой.

  • 11.12.2003

Джинсы! Сегодняшний «молодняк» никогда не поймет, чем они были для советского человека.

Из воспоминаний детства. 1966 год. Перед школой родители взяли меня летом с собой в Москву. «Детский мир» на Лубянке. Для семилетнего ребенка из провинции – удар по всем рецепторам. Мне там купили то, что было любимой игрой вплоть до вуза: немецкую железную дорогу PIKO. Удивительная, по тем временам прямо-таки потусторонняя вещь. На паровозике со спичечный коробок – копии настоящего – под лупой можно было разглядеть надписи «Deutche Stahl. » и что-то там еще. И – поразительным образом – из огромного «Детского мира» помню еще одну, мало вроде бы интересную семилетке вещь. Секция «Рабочая одежда». Висят джинсы «Lee» и простецкий ценник на них: «Рабочие брюки. Цена 16 р.».

Читайте так же:
Бомберы клэш оф кланс

Современному человеку надо объяснить, что это – несуразно дорого. Обычные брюки (с наутюженными «стрелочками») стоили десятку. Советские х/б псевдоджинсы (забегая вперед) – пять рублей. Железная дорога, кстати, с вагончиками, большим кольцом рельсовых путей (на пластмассовых шпаликах «под дерево» можно было рассмотреть даже древесную текстуру), пультом управления, стоила аж 24 рубля. Без батареек, их, плоские, пришлось везти из Москвы же. Дефицит, 17 копеек штука.

Как недавно объяснили опытные, старше меня, москвичи, мое воспоминание очень редкое. Я – тогда – увидел то, что в Москве продолжалось всего несколько месяцев: джинсы уже появились, но их еще не смел с прилавков ажиотажный спрос. С 67 года джинсы в продаже увидеть было уже нельзя, их «госцену» все быстро забыли. Впрочем, нет: они лежали, но в спецмагазинах «Березка» и в спецмагазинах «Торгмортранс» портовых городов. Одному Богу известно, как объяснить советский абсурд: со странными, большого формата, инвалютными рублевыми чеками в «Березку» мог войти кто угодно. Хотя, по официальной версии, там «отоваривались» дипломаты и совграждане, допущенные к загранпоездкам и за это получающие «советскую валюту». Джинсы там стоили 22 этих самых. В «Торгмортранс», напротив, можно было зайти, лишь предъявив «паспорт моряка загранплавания». Там ходила еще одна советская валюта – «чеки Торгмортранса» (называемые еще почему-то «бонами»). Они имели вид желтой книжки, с цифрами достоинства и водяными знаками на страничках, отрывающихся по перфорации. В этих джинсы стоили 11 чего-то.

За исключением дубленых ветрами моряков, которым не страшен был ни Бог, ни черт, ни девятибалльный шторм (партком, однако, страшен – до судорог), публика вокруг этих магазинов была особая: вальяжная, томная, шикарная, с легким оттенком порочности и антисоветчины (но самого высокого качества). Доля политической сомнительности полагалась неизбежной в тех пограничных точках, где с таинственно-недоступного Запада просачивается нечто непоправимо-зарубежное. Джинсы были униформой этой элиты, головокружительной роскошью, недоступной мечтой. Кстати: вокруг комиссионных магазинов «тусовалась» сомнительная публика ступенькой ниже (вспомните «Берегись автомобиля» и т.п.). Валютную «элиту» не трогали даже в кинокомедиях – побаивались.

Абсурд в квадрате, конечно. Как раз перед этим протестующая хиппующая молодежь Запада нацепила джинсы в знак протеста. Буржуазные предки ходят в наглаженных костюмах? – мы наденем тертую cпецовку, изношенную настолько, что у нее и цены уже – нет! Владыкой мира будут труд и разум! Мы солидарны с пролетариатом! Че Гевара, «Битлз», кури траву, расширяй сознание, make love, not war!

Реплика в сторону. Если бы сегодняшние молодые изучили историю «молодежной революции», они поняли бы нечто судьбоносно важное. Что такое, например, настоящий пацифизм, когда из повесток на вьетнамскую войну горели костры, а университетские городки превращались в осажденные крепости. А в попытке провести молодого кандидата в президенты США Юджина Маккарти полегли в боях (без преувеличения!) с полицией десятки, если не сотни. Современная российская молодежь, сравнительно, – апофигей безликости и конформизма, уважать ее – не за что. Богатыри – не вы.

Да и не мы тоже. Совсем не революционно мы пускали обильную слюну, мечтая об этих гениально-экономно покроенных штанах, в которых любое туловище чудодейственно стройнело. А как вымывался краситель индиго, создавая неповторимые переходы цвета! Джинсы и вошли в моду – ношеными, новые были – западло. Несчастный, купивший новые, проявлял чудеса изобретательности: тер кирпичом и крутил в стиральной машине вплоть до поломки последней. Лучшие – «Ли» и «Ливайс» – шились из еще французского денима, и еще не в развивающихся странах. Какое было качество выделки ткани! Как филигранны были буковки на металлической фурнитуре! Какого глубоко-бронзового, шелковистого оттенка – нити отстрочки! А еще был полный overkill – джинсовый костюм. Явиться в джинсовом костюме «Ли» – это типа как сегодня приехать на «шестисотом».

Читайте так же:
Подлежит ли возврату термобелье по закону

Девичья фигура, затянутая в джинсы, – отдельная песня. Ничего более «секси» нельзя было представить. Голая девушка казалась менее привлекательной, зуб даю. Поэтому девушки в области доставания джинсов проявляли такие таланты, что процент джинсовых девушек превышал процент юношей где-то втрое.

Компетентные мнения тех лет (цедится свысока, сплевывая через губу): «Ковбойские штаны». – «Да, штаны из Техаса» (почему именно Техаса – уму непостижимо). «Если настоящие, «фанера» такая, что поставь в угол – стоят!»

Что-то из столь же компетентных мнений дошло до Госплана. И появился, не на ночь будь помянут, советский «аналог». На этикетке написано: «брюки техасы». Угрюмо-синяя или черная саржа, вся в узелках и «затяжках», немедленно вытягивалась на коленках, штанины пропеллером. Тускло-желтая или красная отстрочка. И – капризы планирования: от первого до третьего роста было – завались. Четвертого и пятого (если ты выше ста семидесяти) – не достать никакими силами. Тряпка – она тряпка и есть.

Абсурд в кубе. Хлопка у СССР и союзников было – как ни у кого. Индиго у братской Индии – выше крыши. Но джинсов – не было. Так же как в СССР, нежно дружившем со всей Африкой (которая осталась нам должна миллиарды), ну никак не было ни бананов, ни ананасов.

А какая была против джинсов борьба! На работу (в рабочей одежде!) – не пускали, в школу – не пускали. Поэтому, видимо, и в продажу – не пускали. Результат: на черном рынке джинсы стоили зарплату инженера. И хорошо, если в Одессе хватало ума не закрывать знаменитую «Тучу». В Москве (и не только) торговля шла в сортирах.

Постепенно, однако, ажиотаж иссякал. В валютных магазинах уже продавались джинсы третьего ряда (вроде греческих XPISTOS или индийских Milton’s). И их становилось все больше. Окончательно погубили ажиотаж джинсы-»варенки» начала восьмидесятых. «Варить» можно было не обязательно настоящий деним, и турецкая халтура захлестнула все.

А в нас, стариках, ничто не убьет тонких ценителей. С кайфом ношу вельветовые клешеные «Ливайс», сшитые не где-нибудь, а в официальном бельгийском филиале фирмы. Моей заднице не все равно, что носить. И у нас с ней полное взаимопонимание.

Опубликовано: «Новые времена в Саратове», №45 (60) 11-18 декабря 2003 г.

Джинсы Монтана

P1060587.JPG

Случайно попал на этот сайт и в тему и не мог не отписаться.

Постораюсь покороче и немного о себе.
Я, рождённый в СССР и взрослевший в 80-ые в Казахстане знаю не по наслышке о статусе этого брэнда в тогдашние времена!
104-е были конечно у нас хай эндом того времени и не встречались на каждом третьем в городе.
Мои первые джинсы в 1984 были Cowboy jeans (Milton’s) Индия. Потом были Аvi’s пару F:U.S, Montana летние лёгкие не из джинса , а ситЦа. Все джинсы, которые я перечислил были куплены в Советской торговле официально, т.е. никакой не котрафакт. В 90-ом настала пора покинуть Родину и вернуться на Родину предков в Германию, где я на её юге и пустил корни. Здесь я был шокирован тем, что никто ни о какой Монтане ни сном ни духом и не слыхивал. Через пару месяцев оделся в то, в чём местные ходили, а Монтана так и осталась в памяти светлым образом.
Через пару лет, вспомнив опять о мечте Советского студента, я вспомнил и о том, что на лэйбах стояло Моntana- Hamburg. поплёлся на почту, взял телефонную книгу Гамбурга (тогда о личных компах знали только учёные- это где-то 93-94 года) и о, чудо, нашёл эту фирму по адрессу: Vorsetzen 50
Позвонил туда и узнал, что у них есть ещё одна лавка в Брауншвайге- Braunschweig/Hansastrasse( там я иногда бывал у родственников), где я могу посмотреть товар.
Одним словом, где-то в 96-97 годах я купил себе первые 104-ые и радовался, как ребёнок. К этому моменту я имел уже все ходовые брэнды от Вранглеров через Lee до Мустангов, но покупка Монтаны была нечто!
В 2001 году я наконец попал в Гамбург и первым делом полетел на Vorsetzen 50 в Моntana Shop, который здесь в теме присутствует на фотках. Он был там до 2012 года, а потом они переехали на этой-же улице пару домов дальше (я там было как-раз, когда они переезжали). В 2008 году при очередном визите в магазине я немного ворчал из-за качества продукции перед продавцом и она мне сказала, мол вон видите стоит женщина, это шефиня, можете ей всё это сказать. Так мне выпало познакомиться с легендарной госпожой Монтана, в реале у неё польская фамилия и она полячка, а её супруг тот самый Ханс который и является основателем фирмы.
Я коротко ей представился и рассказал о себе и она мне предложила чашечку кофе, а потом показать немного офис и место, где они делают коллекции. На мой вопрос, почему они так сдали в смысле качества и коллекций она сказала следующее:
когда Союз развалился и тема Монтаны пошла на спад её супруг сдвинул фокус бизнеса на морские перевозки и Монтана стала не актуальной, в общем- воздух вышел плюс не было модельера, который бы все годы вёл определённую линию. не сбиваясь и не отпугивая старых фанатов. Короче, у семи нянек дитя без присмотра.
Рассказывала она и как они в 70-ые первый раз в СССР/ Москву с мужем тогда приезжали на подписку контрактов. Одним словом общались около часа.
Даме сегодня уже за 60 будет. Естъ у меня даже фотка с нею. Естъ и оригинальные чеки из этого магазина и полиэтиленовые пакеты. это в смысле, что не балаболю я.

Читайте так же:
Тн вэд блузка боди

Одним словом, фирма эта не фантом, качество 104-ых вполне приличное, в марках стоили эти 104-е 30 DМ, в еврах 30 €. У меня есть одна пара из где-то 98 года в целлофане (там кожанка, как толстая бумага и на ней указан размер штанов), на них джинс децл толще и сейчас ношу из 2000-ых такие, как на фотках с кожанкой из мягкой исскусственной кожи и без указания размера штанов, на этих джинс мне кажется немного тоньше, но может это только чисто субьективное восприятие.
Ещё хотел подтвердить высказывания здесь о том, что Монтана заходила в СССР через Внешторг или Союзкоопвнешторг(СКВТ/SKVT). 104-ые стоили 120 рэ. Ещё хочу заметить, что с годами в «тяжёлых и толстых» 104-х ходить становится менее комфортабельно, я их ношу в последние годы очень редко, сейчас беру себе потоньше джинсы и микровельветки (есть и двое от Монтаны).
Бог даст, может следующий год загляну в их магазин в Гамбурге по новому адрессу..

Одним словом :
Что такое Монтана- это звиздец!
А что такое звиздец- это Монтана!

Всем мира! И, русские, Вы эт самое держитесь, Запад Вам не поможет!

dlink20

Продвинутый
  • 17 Апр 2016
  • #153

та ладно, какие такие ученые да еще в Германии — у меня однокашник в глубокой провинции IBM 386 имел.

тут наш «немец» совсем не «в теме» — меняли 2 марки на 1 евро

походу очередной вброс торговцев Монтаны, а то тема заглохла.

Начинающий
  • 17 Апр 2016
  • #154

Привет всем ностальгикам и поклонникам брэнда Монтана!

Случайно попал на этот сайт и в тему и не мог не отписаться.

Постораюсь покороче и немного о себе.
Я, рождённый в СССР и взрослевший в 80-ые в Казахстане знаю не по наслышке о статусе этого брэнда в тогдашние времена!
104-е были конечно у нас хай эндом того времени и не встречались на каждом третьем в городе.
Мои первые джинсы в 1984 были Cowboy jeans (Milton’s) Индия. Потом были Аvi’s пару F:U.S, Montana летние лёгкие не из джинса , а ситЦа. Все джинсы, которые я перечислил были куплены в Советской торговле официально, т.е. никакой не котрафакт. В 90-ом настала пора покинуть Родину и вернуться на Родину предков в Германию, где я на её юге и пустил корни. Здесь я был шокирован тем, что никто ни о какой Монтане ни сном ни духом и не слыхивал. Через пару месяцев оделся в то, в чём местные ходили, а Монтана так и осталась в памяти светлым образом.
Через пару лет, вспомнив опять о мечте Советского студента, я вспомнил и о том, что на лэйбах стояло Моntana- Hamburg. поплёлся на почту, взял телефонную книгу Гамбурга (тогда о личных компах знали только учёные- это где-то 93-94 года) и о, чудо, нашёл эту фирму по адрессу: Vorsetzen 50
Позвонил туда и узнал, что у них есть ещё одна лавка в Брауншвайге- Braunschweig/Hansastrasse( там я иногда бывал у родственников), где я могу посмотреть товар.
Одним словом, где-то в 96-97 годах я купил себе первые 104-ые и радовался, как ребёнок. К этому моменту я имел уже все ходовые брэнды от Вранглеров через Lee до Мустангов, но покупка Монтаны была нечто!
В 2001 году я наконец попал в Гамбург и первым делом полетел на Vorsetzen 50 в Моntana Shop, который здесь в теме присутствует на фотках. Он был там до 2012 года, а потом они переехали на этой-же улице пару домов дальше (я там было как-раз, когда они переезжали). В 2008 году при очередном визите в магазине я немного ворчал из-за качества продукции перед продавцом и она мне сказала, мол вон видите стоит женщина, это шефиня, можете ей всё это сказать. Так мне выпало познакомиться с легендарной госпожой Монтана, в реале у неё польская фамилия и она полячка, а её супруг тот самый Ханс который и является основателем фирмы.
Я коротко ей представился и рассказал о себе и она мне предложила чашечку кофе, а потом показать немного офис и место, где они делают коллекции. На мой вопрос, почему они так сдали в смысле качества и коллекций она сказала следующее:
когда Союз развалился и тема Монтаны пошла на спад её супруг сдвинул фокус бизнеса на морские перевозки и Монтана стала не актуальной, в общем- воздух вышел плюс не было модельера, который бы все годы вёл определённую линию. не сбиваясь и не отпугивая старых фанатов. Короче, у семи нянек дитя без присмотра.
Рассказывала она и как они в 70-ые первый раз в СССР/ Москву с мужем тогда приезжали на подписку контрактов. Одним словом общались около часа.
Даме сегодня уже за 60 будет. Естъ у меня даже фотка с нею. Естъ и оригинальные чеки из этого магазина и полиэтиленовые пакеты. это в смысле, что не балаболю я.

Читайте так же:
Бомбер от фаберлик что это

Одним словом, фирма эта не фантом, качество 104-ых вполне приличное, в марках стоили эти 104-е 30 DМ, в еврах 30 €. У меня есть одна пара из где-то 98 года в целлофане (там кожанка, как толстая бумага и на ней указан размер штанов), на них джинс децл толще и сейчас ношу из 2000-ых такие, как на фотках с кожанкой из мягкой исскусственной кожи и без указания размера штанов, на этих джинс мне кажется немного тоньше, но может это только чисто субьективное восприятие.
Ещё хотел подтвердить высказывания здесь о том, что Монтана заходила в СССР через Внешторг или Союзкоопвнешторг(СКВТ/SKVT). 104-ые стоили 120 рэ. Ещё хочу заметить, что с годами в «тяжёлых и толстых» 104-х ходить становится менее комфортабельно, я их ношу в последние годы очень редко, сейчас беру себе потоньше джинсы и микровельветки (есть и двое от Монтаны).
Бог даст, может следующий год загляну в их магазин в Гамбурге по новому адрессу..

Одним словом :
Что такое Монтана- это звиздец!
А что такое звиздец- это Монтана!

Всем мира! И, русские, Вы эт самое держитесь, Запад Вам не поможет!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector